Как мы относимся к собаке – так мы отнесёмся и к человеку
Ярослав РаспутинПроблему бездомных животных трудно назвать самой обсуждаемой. На неё не обращают внимания ни политики, ни пресса, ни общественность. А если о ней и вспоминают, то разве что в контексте «как надоели» и «перебить их всех». Но есть в нашем городе и те, кто пытается решить вопрос иначе. Один из них – преподаватель этики и философии СтГАУ Сергей Золотарёв. Он уже долгое время добивается создания первого в городе приюта для бездомных животных.
- Сергей Петрович, давайте для начала обозначим проблему.
- Проблема простая: на улицах Ставрополя много бездомных собак. Они сбиваются в стаи и становятся опасными. Основная угроза – это инфекции, бродячие животные всегда их переносили. И борются с этим радикально: их отстреливают. Есть слухи, что убийства животных оплачиваются администрацией города, но у меня нет достоверной информации. В любом случае возникает гораздо более важная проблема - ведь животных убивают практически на глазах у детей. Кто из них вырастет? А ведь как мы относимся к собаке, так мы относимся и к человеку.
- И что же вы предлагаете?
- У аграрного университета есть хорошая ветеринарная клиника – она лучшая на Кавказе. Ректор в своё время сделал всё, чтобы её отстроить для практики студентов. На её базе можно было бы построить приют для животных. Это не так сложно в плане организации и регистрации, но проект требует огромных денежных вложений. В университете таких денег нет, у города тоже. Это можно провести только через край, а в Думе уже десять лет пытаются и не могут принять закон о питомнике. Это говорит о существовании заинтересованных сил. А больше деньги взять неоткуда. Нет, мы можем собрать пожертвования, есть активисты – но надолго ли этого хватит. А финансирование нужно постоянное.
- А если мы предположим, что деньги вдруг найдутся...
- Это вряд ли.
- Ну всё-таки давайте помечтаем. Что мы получим? Насколько будет решена проблема?
- Нужно понимать, что приют сможет содержать сто - двести животных. А в городе их тысячи, все в питомник попасть не могут. Но это не значит, что не нужно и браться – это будет важный и гуманный шаг! Впрочем, о гуманности стоит говорить отдельно. Так это животное бегает на свободе, а здесь его сажают в клетку – каково ему будет? Может, этой собаке и лучше на улице.
- Где её застрелят!
- Нет, нужны хозяева. Ведь, что ни говори, не сама же собака себя выбросила! Только человек в этом виноват. Часто животных выбрасывают просто потому, что их не с кем оставить. Значит, мы можем устранить первоисточник проблемы, принимать питомцев на временное содержание, естественно, возмездно. Это проще в финансовом плане, но тут уже бастуют студенты: они уверены, что с них будут собирать деньги, и совершенно не хотят проходить в питомнике практику. И это студенты ветеринарного факультета! Вот, пожалуйста, к вопросу об отношении.
- Всё снова свелось к деньгам. Как можно организовать это финансирование?
- В городе это могут сделать только два человека и только совместно: ректор и губернатор. Никаких других путей нет. При этом нужно понимать, что это занятые люди. Что говорить о них, когда ни у одной партии в программе нет ни слова о бездомных животных. Здесь нужны политическая воля, желание. Не обойтись и без общественности. Нельзя требовать от политиков решения той проблемы, которую общество не считает важной. Поэтому нужно донести её до людей. А потом – писать открытые письма, просить созвать конференцию, вынести вопрос на заседание Думы края.
- И как много у проекта шансов?
- Ну как тут скажешь? Это зависит от множества факторов. Насколько влиятельны заинтересованные лица, насколько эта проблема может взволновать жителей. Уже наверняка есть какие-то любительские объединения, направленные на спасение животных, их необходимо подключать. Если люди не поймут, что это вопрос физического и нравственного здоровья общества, о высоких шансах говорить не придётся. Но всегда нужно верить в лучшее. Всё зависит, в общем-то, от нас – насколько много мы приложим усилий, сможем ли заинтересовать людей, руководство. От того, как мы отнесёмся к собаке – да и к человеку.