Как мы платим за тепло - мнение специалистов

Ирина Боровлева
Прочитав мнение кандидата технических наук, члена правления городского Союза собственников жилья Вячеслава Бескоровайного 'Как мы платим за тепло', опубликованное в 44-м номере газеты 'Вечерний Ставрополь' 12 марта 2005 года, хочется внести некоторую ясность по данному вопросу.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 392 'О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг' размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета.

При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Рассмотрим принцип формирования нормативов потребления конкретной предоставляемой коммунальной услуги, т.е. отопление одного квадратного метра общей площади.

Здесь автор абсолютно прав, что при отсутствии проектных данных в целях определения количества тепловой энергии, необходимой для отопления здания, используются 'Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий', разработанные Академией коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова. Методические рекомендации содержат методики расчета расходов тепла на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию потребителей и предназначены как для использования инженерно-техническими работниками теплоэнергетических предприятий, так и жилищно-коммунальных служб при определении расходов потребляемого тепла жилищно-коммунальным сектором.

На основании данных методических указаний определяется необходимое количество тепловой энергии на отопление по каждому жилому дому. Действительно, в связи с тем что теплотехническая характеристика здания зависит от материала стен, этажности, конструкции здания, годовой объем потребления тепловой энергии и, соответственно, норматив теплопотребления, приведенный к одному квадратному метру общей площади, является для каждого здания индивидуальной величиной.

В соответствии с приказом Минэкономики РФ от 06.05.1999г. № 240 'Об утверждении методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства' нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг определяются исходя из социальной нормы площади жилья, объемов потребления воды, газа, электрической энергии и тепловой энергии в среднем по территории населенного пункта.

Учитывая, что в городе более двух тысяч только муниципальных жилых домов и основываясь на установленном Правительством РФ порядке, постановлением главы города Ставрополя от 17.12.2004г. № 6137 утверждены ставки оплаты за отопление для населения города Ставрополя исходя из средней нормы потребления тепловой энергии на один квадратный метр общей площади 0,013 Гкал/кв.м и тарифа на тепловую энергию 522,67 руб. за 1 Гкал, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием 'Теплосеть', утвержденного постановлением Региональной энергетической комиссии Ставропольского края от 02.12.2004г. № 18/1.

А для того чтобы избавиться от 'сверхнормативной' оплаты и побудить жильцов к экономии тепловой энергии и заставить считать расходы, необходимо устанавливать приборы учета тепловой энергии, как того требует законодательство. Об этом почему-то автор заметки умалчивает. Возможно, потому, что, являясь членом правления городского Союза собственников жилья, точно знает, что при установке в жилых домах приборов учета тепловой энергии фиксируется факт перерасхода тепла по дому по сравнению с расчетным количеством. И одна из причин в том, что расчет количества тепловой энергии на отопление жилого дома в соответствии с вышеуказанной методикой ведется с учетом обеспечения в квартирах температуры +18°С (что и оплачиваем мы как потребители), однако трудно поспорить с тем фактом, что в наших квартирах в основном поддерживается температура +20 - 22°С.

Теперь что касается коэффициента на инфильтрацию воздуха. В соответствии с вышеупомянутыми методическими рекомендациями при расчете необходимого количества тепловой энергии на отопление коэффициент на инфильтрацию вводится для зданий, расположенных на возвышенностях, и при средней скорости ветра за три наиболее холодных месяца от 3 до 5 м/с принимается 1,1. И здесь трудно оспорить тот факт, что город Ставрополь находится на Ставропольской возвышенности, и, по данным метеоагентства Ставропольского края, скорость ветра в зимние месяцы соответствует указанному диапазону.

Считаем некорректным заявление автора о 'сверхтарифных оплатах за транспортировку тепла', идущих на обогрев земли и тем более о каких-то фантазиях монополистов в отношении формирования тарифов на тепловую энергию, так как тарифы на тепловую энергию рассчитываются и утверждаются Региональной энергетической комиссией Ставропольского края на основании Федерального закона 'О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации' и в соответствии с 'Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке', утвержденными постановлением Федеральной энергетический комиссии от 31.07.2002г.

Теперь о достоинствах и недостатках централизованного теплоснабжения.

Да, при использовании автономного квартирного или домового отопления исключаются потери в тепловых сетях, которые по городу Ставрополю достигают 13 процентов. Однако считаем, что скоропалительные заключения о прогнивших трубопроводах (сколько раз за последние годы отключали отопление у автора статьи по причине прогнивших труб?), а также неэффективности централизации теплоснабжения и повсеместном переходе на автономное делать не стоит.

Безусловно, целесообразность автономного теплоснабжения существует: это удаленные от тепловых сетей здания или кварталы, наличие дефицита тепловой мощности котельной и пропускной способности трубопроводов тепловых сетей, отсутствие централизованного источника тепла, требование повышенной надежности к теплоснабжению зданий. Мы абсолютно уверены, что имеют место быть оба варианта теплоснабжения, как централизованное, так и автономное, а какой выбрать, должен указать сравнительный анализ вариантов их экономической, технической и экологической целесообразности.

И в заключение хочется рассказать читателям о существующих тарифах и ставках оплаты за тепловую энергию, по которым сегодня ведутся расчеты с потребителями.

Тариф на тепловую энергию, отпускаемую МУП 'Теплосеть' потребителям, установлен постановлением Региональной энергетической комиссии Ставропольского края от 02.12.2004г. № 18/1 в размере 442,94 рубля за 1 Гкал без НДС, с учетом НДС это составляет 522,67 рубля.

Тариф рассчитан и установлен, как упомянуто выше, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.04.1995г. №41-ФЗ 'О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации' и утвержденными постановлением Федеральной энергетический комиссии от 31.07.2002г. 'Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке'. При регулировании тарифа Региональной энергетической комиссией были учтены экономически обоснованные затраты предприятия на производство, передачу и распределение энергии, а также прогнозируемый Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству уровень роста 18 процентов, фактически же тариф вырос на 13,5 процента.

Обоснованность установленного тарифа была подтверждена в ходе проверки тарифов государственной жилищной инспекцией в марте текущего года.

Расчет по данному тарифу производится за отпущенную (потребленную) тепловую энергию по договору теплоснабжения между МУП 'Теплосеть' и потребителями тепловой энергии, в т.ч. и с населением.

Население, проживающее в жилищном фонде, оборудованном приборами учета тепла, оплачивает услуги теплоснабжения по факту потребления на основании показаний приборов учета.

При отсутствии приборов учета тепловой энергии коммунальные услуги на отопление и горячее водоснабжение, предоставляемые населению, оплачиваются исходя из ставок оплаты, утвержденных постановлением главы города Ставрополя от 17.12.2004г. № 6137: за подогрев одного кубического метра холодной воды до температуры горячей, подаваемой в жилые дома и общежития, оборудованные приборами учета воды, в размере 26,13 рубля; горячее водоснабжение исходя из нормативного объема воды, идущего на горячее водоснабжение на одного человека 105 литров в сутки - 78,92 рубля на одного человека в месяц; отопление одного квадратного метра общей площади 6,77 рубля в месяц при равномерной оплате в течение года.

При установлении ставок оплаты был соблюден принцип баланса отпуска и потребления тепловой энергии за коммунальные услуги с учетом общей отапливаемой площади жилых зданий, количества жителей, пользующихся услугой центрального горячего водоснабжения, нормативов теплопотребления, равномерной оплаты услуги в течение года, а также предельного уровня тарифов на коммунальные услуги.

К.А.Шишманиди,

заместитель главы

администрации

города Ставрополя.



Последние новости

Все новости

Объявление