Как обойти очередь?
Валерий МанинПервым к нам дозвонился Владимир Ермаков:
- На самом деле существует административный регламент, озвученный в приказе МВД РФ от 28 декабря 2006 года за
№ 1105, в котором прописаны вопросы организации работы миграционных служб. Поэтому изобретать велосипед не нужно. Например, обязательно наличие консультационного пункта при миграционных службах. Ведь человек вряд ли пойдёт уточнять какие-то мелкие вопросы к начальнику службы, даже если туда на приём никого нет. Потому пытается без очереди пройти в кабинет рядового специалиста. Но, чтобы вникнуть даже в мелкий вопрос, ответить на него, объяснить, у сотрудника службы как минимум пять минут уйдёт. Вот и образуются столпотворения. Если бы была консультационная служба, проблема очередей не стояла так остро. Также, я считаю, во всех ведомствах должна работать электронная почта для граждан, чтобы из дома или со службы можно было отправить письмо с возникшими вопросами и получить квалифицированный ответ, а то ведь не всегда дозвониться получается, и опять же, отвечая на телефонные звонки, специалист вынужден дополнительно задерживать очередь.
Проще простого
Пенсионер Пётр Алек-сандренко считает:
- По-моему, законодательством чересчур усложнены многие процедуры оформления документов. Для чего? Чтобы получить какую-нибудь бумажку, нужно собрать ещё целый пакет бумажек, без которых нужную тебе не дадут. И это при том, что есть компьютеры и данные на каждого человека в базах всех ведомств имеются. Чего проще, открой базу данных, всё нужное себе перенеси. Так нет, заставляют человека бежать, отстаивать очереди в разных местах, да любят, чтобы печатей и подписей побольше. Раньше компьютеров не было, а бумаги меньше изводили. Практически любой документ на основании одного только паспорта получить можно было, а считали, что общество забюрокрачено, даже пословица ходила о том, что без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек. Что ж теперь говорить?
Опыт есть
Информативно важным оказался звонок начальника отдела общего обеспечения и работы с налогоплательщиками УФНС по Ставропольскому краю Ирины Яковлевой:
- Мы подобные проблемы в своём ведомстве решаем последнее время очень активно. Для обслуживания налогоплательщиков во всех территориальных налоговых органах края выделены два зала, приём ведёт максимальное число специалистов. Хотя, конечно, в периоды налоговой отчётности их всё равно бывает недостаточно для обслуживания такого большого потока людей. Но в течение ближайшего времени мы планируем ввести такое новшество, как электронная очередь. То есть налогоплательщик, записавшись на приём, будет получать номер очереди с точно указанным временем, в которое его примут, потому в очереди ему сидеть не придётся. Принимаем мы налоговую отчётность и в электронном виде - эту услугу очень ценят многие наши налогоплательщики, и, я думаю, что перспектива именно за таким способом отчётности. Не так давно во многих наших отделениях были введены службы администраторов, которые, имея под рукой электронную базу данных, подсказывают гражданам при затруднениях, в какой кабинет нужно обратиться, какие документы при себе для этого нужно иметь. Могу сказать, что эта практика уже даёт очень хороший результат.
Люди-автоматы
Педагог Светлана Волкова считает, что выматывают даже не столько очереди в различных ведомствах, сколько бездушное отношение персонала к людям:
- Я понимаю, что работа у чиновников нудная, нервная и тяжёлая. Но ведь посетитель в этом не виноват. А ведь зачастую спросишь что-то, а тебе так ответят, что начинаешь чувствовать себя ничтожным человеком. Но ведь я, допустим, не юрист и не экономист, чтобы в каких-то специфических терминах и определениях разбираться. Очень часто бумажных дел мастера работают как живые автоматы. И в работу этих автоматов лучше не вмешиваться и не переключать их внимание на себя - чревато для самочувствия. Я бы на месте руководства всех госучреждений ввела бы штрафы для сотрудников за плохой сервис. Пусть лучше на лицах будут фальшивые улыбки, а в словах неискреннее участие, чем такое презрение к людям.
Правовое образование — в массы
<А будущий юрист, сегодняшний студент одного из краевых вузов Александр Соловьёв глубоко убеждён, что навести порядок, даже при всём совершенстве законов и благих намерениях и строгости руководства тех или иных ведомств быстро не получится.
- Над каждым сотрудником и у каждой двери надсмотрщика не поставишь. Пока не появится внутренняя дисциплина и ответственное отношение к своим обязанностям у персонала, пока не повысится правовое образование среди населения, ничего не изменится. Ведь порой просто достаточно обратиться к непосредственному начальнику чиновника, под дверями которого скопилась недовольная скоростью и качеством обслуживания очередь, с устной претензией, как порядок тут же наводится. Правовая безграмотность нашего населения является и причиной того, что люди обращаются с вопросами в обход очереди, возвращаются в кабинет чиновника за дополнительными пояснениями, не сумев самостоятельно разобраться в документах, тем самым отрывают человека от работы, занимают время. Поэтому должна быть государственная политика, направленная на повышение юридической грамотности нашего общества.