Как попасть в сети?
В повестке очередного заседания антикризисного штаба города Ставрополя едва ли не самым значимым был вопрос о продвижении местной продукции в сетевых магазинах. Однако соглашение так и не было достигнуто: у каждой из сторон отношений претензии оказались выше желания идти на уступки.
Овес нынче дорог!
Сегодня доля реализуемой продукции местных товаропроизводителей в торговой сети города Ставрополя составляет 25% от общего объема реализуемых товаров. Любой потребитель легко сможет расценить этот факт как торговую экспансию «чужеземцев».
По словам генерального директора ООО «Мыс доброй надежды» Олега Крутина, особо ретиво на страже своих интересов стоит «Магнит». На прилавках этого магазина из «местных» присутствует только скоропортящаяся продукция – хлеб, молоко. Все остальное – от краснодарских производителей, которых всячески лоббирует региональная власть.
Чуть более сговорчивы федеральные сети, хотя и у них доля круп, кондитерских изделий, бакалеи ставропольского производства, переработки ничтожно мала.
- Федеральные сети продвигают федеральные брэнды. Попасть в ассортиментную матрицу этих магазинов местным предпринимателям практически невозможно, - заключил Крутин.
Во-первых, непомерно высока цена «входного билета». За одно наименование надо заплатить от 100 до 200 евро.
Во-вторых, также слишком велика арендная плата за полочное пространство.
В-третьих, сетевики грешат просрочкой оплаты, рассчитываясь за первую партию реализованной продукции лишь после третьей-четвертой поставки.
В-четвертых, ставропольская продукция не проходит тесты по качеству.
Перечислив все барьеры на пути к популярным в народе магазинам, руководитель ООО «Мыс доброй надежды» обратился к власти с просьбой посодействовать тому, чтобы полочное пространство в них предоставлялось на льготных условиях хотя бы для малого и среднего бизнеса.
- А крупный бизнес и так войдет, - вскользь отметил Крутин.
Фэйс-контроль в калашном ряду
Любопытно, что названный последним - четвертый «пунктик» - как раз и вызвал наиболее оживленную дискуссию участников совещания.
Весьма суровая отповедь «местным», взалкавшим «место под солнцем» в солидных магазинах, прозвучала из уст городского депутата, директора комитета по экономическому развитию, торговле и инвестициям Александра Дьяконова.
- Ставропольские производители не готовы работать с розницей. Их продукция не соответствует предъявляемым требованиям - как по качеству, так и по оформлению.
Не занимаются рекламой; неуступчивы и несговорчивы в цене – «дешевле вести из Москвы и Турции»; консервативны в ассортиментной политике - производят «одно и то же», мало заботясь о востребованности на рынке того или иного вида продукции; и не хотят работать напрямую с продавцами, потому не могут гарантировать регулярность поставок. Но главное, безынициативны – таким был вердикт депутата, имеющего непосредственное отношение к сети «Тройка».
В подтверждении своих слов он привел такой пример.
Магазин сделал заказ на поставку яиц в объеме 1 млн штук. Понятно, что для обеспечения требуемого количества нужно было объединиться сразу нескольким производителям. Предприимчивых не нашлось во всем крае! Зато быстро нашелся посредник из Черкесска, который, купив склад и наладив контакты со ставропольскими фермерами, сегодня обеспечивает яйцами крупнейшую сеть города. Бизнес процветает!
Стоит отметить, что выступление Дьяконова почти возмутило известную и очень уважаемую в городе бизнес-леди - руководителя ОАО «Пульс» Людмилу Кузякову:
- Мне больно было слышать, что все, что делают на Ставрополье, плохо. Это не так!
Однако депутат тут же парировал:
- Я не говорил, что они не умеют производить. Я сказал, что они не умеют продавать! А сейчас надо учиться именно этому, потому что эпоха дефицита прошла.
Учиться… бизнесу
В контексте прозвучавших обвинений в адрес местных товаропроизводителей трудно было ожидать от городской власти принятия конкретных решений по лоббированию их продукции. И этих решений не последовало! Тем более что сторона предпринимателей, представленная «Мысом доброй надежды», не выполнила самого элементарного поручения, которое было дано при подготовке к заседанию – подготовить список продуктов, которые город готов поставлять в торговую сеть круглогодично, в требуемом объеме и соответствующего качества.
- Это поручение было дано! - подтвердил сотрудник комитета экономического развития и торговли администрации города. – Но списка мы так и не дождались. Впрочем, меня это не удивляет. Увы, нам довольно часто приходится сталкиваться с позицией малого бизнеса: дайте денег и ничего не требуйте взамен: отчитываться мы не будем!
Комментируя итоги заседания, глава города Ставрополя Николай Пальцев отметил, что в целом разделяет мнение о некоторой инертности ставропольских предпринимателей:
- Мы с этим столкнулись при организации акции «Овощи - к подъезду»! Напрямую обратились ко всем руководителям сельхозпредприятий: приезжайте! Вот вам персональное место – ничего платить не надо. От всех поборов оградим и защитим. Посредников не пустим. И что же, думаете, очередь выстроилась? Ничего подобного! Это нам еще пришлось выходить в краевой минсельхоз с просьбой посодействовать в привлечении товаропроизводителей.
Поэтому сегодня администрация города видит свою задачу в том, чтобы совместно с малым и средним бизнесом решать задачи по повышению его конкурентоспособности. И, конечно же, предпринимателей надо объединять. Только так, сообща, мы сможем быть достойно представлены на местном рынке товаропроизводителей…
Виктория Байгулова.