Как пробка из…
Ярослав РаспутинСтаврополь задыхается в пробках, проехать невозможно ни на общественном транспорте, ни на личном, и никаких положительных тенденций не намечается. Вместо того чтобы разгружать дороги, власти допускают к извозу всё больше частников, интересы которых обычно включают только наживу. Ущемлёнными, как водится, остаются рядовые граждане.
Ситуация:
Вечером, в половине одиннадцатого, останавливаю маршрутку. Выходят трое, заходят двое и не садятся – мест нет. Машут мне:
— Залазь! А то так и не уедешь!
И впрямь – я стою уже с полчаса и порядком устал. В салоне мне не слишком удобно – потолки низкие и стоять не получается, а с моим болезненным седьмым шейным позвонком эта поездка стала не лучше китайской пытки. Перед глазами издевательски маячит надпись «Перевоз пассажиров стоя СТРОГО ВОСПРЕЩЁН!».
Через пару остановок «за углом» стало посвободнее, вскоре освободилось кресло, и я перестал пародировать танцовщицу у пилона, держась, согнувшись, за вертикальный поручень.
Днём ситуация другая – ходит муниципальный общественный транспорт и маршрутки, чтобы получить свою прибыль, ездят чаще и быстрее – иногда так торопятся, что въезжают в другие автомобили. В качестве компромисса мешают муниципальному транспорту подъехать к остановке или отъехать от неё. Особенно забавно (хотя на месте не до забав), когда водитель маршрутки производит неверный расчёт и, пытаясь заехать на остановку «перед носом» троллейбуса или автобуса, чтобы забрать пассажиров, «вписывается» в него. Каждая авария становится причиной большой и долговременной пробки, порой блокирующей движение на этом участке на несколько часов.
На следующий день ехал на «десятке» – большом зелёном автобусе. Но так совпало, что без интервала за ним следовал частный «пазик» того же маршрута. За три остановки до моей наш полупустой «спутник» разгоняется и становится поперёк дороги, преграждая движение машинам в обоих направлениях – в том числе и «моему» автобусу. Водители о чём-то перекрикиваются, и вскоре всё налаживается. Вспомнилось: во многих городах ПАЗы, автобусы малой вместимости, тоже считаются маршрутными такси, а не полноценными автобусами.
Вооружаемся калькулятором
Что касается пробок – город растёт, растёт и количество автомобилей на его дорогах. Особенно быстро увеличивается число «Газелей»: у них проще с налогообложением, меньше шансов недобрать пассажиров из-за маленькой вместимости, и они «по средствам» частникам. Удобство пассажиров, аварийность, экология, а также «пробочность» в учёт не берутся. И, судя по всему, браться не будут – никто к ИП таких требований не предъявляет.
Вооружаемся калькулятором. Из пункта А в пункт Б хотят попасть 500 человек. Они желают использовать только один и тот же вид транспорта и намерены разместиться там с комфортом, без давки. Каковы пути решения этой задачи? Зная длину и вместимость каждого транспортного средства и учитывая метровую дистанцию, можно легко просчитать возможные варианты развития ситуации. Например, троллейбусов для такого путешествия понадобится пять, и займёт эта процессия суммарно 65 метров, а самых популярных и многочисленных маршруток нужно уже 39, а это – 253,5 метра дорожного полотна.
А ведь 500 человек – это не так уж и много. В часы пик в Ставрополе пассажиропоток в одном направлении составляет примерно 10 - 12 тысяч человек. Такую плотность мог бы обслуживать уже трамвай, способный единовременно перевозить 400 человек. По неподтверждённой информации, в городе уже есть проект трёх трамвайных линий по наиболее востребованным маршрутам. Однако, вместо того чтобы реализовать эти проекты, если они вообще есть, и, по крайней мере, увеличить выпуск троллейбусов или больших автобусов, продолжается выпуск частниками новых маршрутных такси и сокращение троллейбусного и автобусного парков. В чём же проблема? Ответ чисто экономический: вложений общественный транспорт требует огромных, окупается медленно, куда проще отдать всё «на откуп» частникам, средств и желания которых хватает обычно лишь на неудобную «Газель» или «пазик». Встаёт ряд закономерных вопросов: почему город должен гнаться за быстрой окупаемостью того, на что направлены налоги жителей? Почему финансовые вопросы в государственной структуре имеют приоритет над вопросами комфорта и безопасности? В конце-то концов, почему нельзя проводить постепенную модернизацию общественного транспорта, что позволило бы со временем проводить крупные реформы автономно?
Деньги, недополученные и переплаченные
Сокращение числа «маршруток», увеличение выпуска на маршруты муниципального транспорта увеличило бы и его рентабельность – ведь деньги, которые зарабатывают маршрутчики, так у них и остаются, за исключением налогов, и могут идти разве что на приобретение дополнительной «Газели» – в то время как деньги, принесённые автобусом или троллейбусом, позволят обновить технику, наладить новые маршруты, со временем проложить рельсы трамваю. Через несколько лет все эти вложения полностью окупятся, с бухгалтерской точки зрения, но на самом деле они окупятся сразу же, как только заработает обновлённая инфраструктура. Как? Время, которое работник стоит в пробке при проезде на работу, носит название нерабочего занятого времени – это время, которое он вынужден потратить в связи с необходимостью добраться до рабочего места, но которое никак не оплачивается. И, чем дольше мы стоим в пробках, тем больше времени мы отдаём работе бесплатно и без пользы. Поговорка «время – деньги» наводит на мысль: вызванные маршрутками пробки – это растрата моих денег.
А ещё есть такая вещь, как проездной билет: тратишь в месяц один раз определённую сумму и ездишь сколько хочешь. Тому, кто каждый день едет на работу, на учёбу, на тренировки, – очень кстати. Вот только проездной действует только в муниципальном транспорте, и частники принимать его не будут – а город не собирается их к этому стимулировать. А так как поймать муниципальный транспорт – задача не из лёгких, несложно понять: проездной билет в Ставрополе неактуален.
Здоровье и безопасность – на первом месте
Троллейбусы и трамваи – самый экологичный вид общественного транспорта, безопаснее для природы разве что велосипед. Новые автобусы выпускаются с учётом обновлённых стандартов. А вот купленные «с рук» «Газели», стоя в пробках, выделяют в воздух крупные порции ядовитых веществ. Уменьшение количества пробок и переход на более «здоровый» транспорт – это своего рода вложение в здоровье людей, и результаты этой инвестиции дадут о себе знать раньше, чем полностью окупят себя новые автобусы, троллейбусы и трамваи.
Небезызвестен факт, что «Газели» более маневренны, более того, из всего общественного транспорта именно они чаще других попадают в ДТП. Водитель большого автобуса не поедет «шахматкой», троллейбус совершенно предсказуем – он вообще не может отъехать от линии электропередачи – а вот маршрутки (и все мы знаем это) нарушают ПДД, что называется, на каждом шагу: именно за ними наибольшее количество нарушений паспорта маршрута. Индивидуальные предприниматели зачастую не создают даже видимости заинтересованности в безопасности и комфорте пассажиров, а значит, закрывают глаза на то, что их водители преступают закон. Безусловно, это могут допустить и унитарные предприятия – вот только резонанс будет куда как больше. Да и сделать им это будет сложнее – таковы особенности самого транспортного средства – большого автобуса или троллейбуса.
Ещё пару лет назад обновление состава осуществлялось регулярно, но в последнее время и эта тенденция прекратилась. Последний случай – город лишился девяти новых автобусов ЛиАЗ по решению суда, по закону, который должен был учитываться при закупке. Многие начинания в недавнем прошлом сулили улучшение ситуации, но вдруг всё прекратилось – и муниципальный транспорт так и не занял лидирующего положения в инфраструктуре города, уступая совокупному предложению частников. Нежелание или неспособность власти наладить систему общественного транспорта, уравновесить её и адаптировать под интересы и нужды жителей создаёт неприятную ситуацию, в которой теряют на самом деле все.
Из официального ответа комитета городского хозяйства
Соотношение транспортных средств муниципальных и принадлежащих предпринимателям планируется изменить за счет увеличения доли муниципальных. В 2009 – 2011 годы были приобретены новые троллейбусы и автобусы большой и средней вместимости. Бюджетом города Ставрополя средства на приобретение пассажирского транспорта в 2012 году не предусмотрены.
Обновление подвижного состава троллейбусного парка в 2012 году не планируется в связи с отсутствием финансирования.
Расширение автобусного парка в 2012 году за счет средств бюджета города Ставрополя не планируется в связи с отсутствием финансирования.
В проекте конкурсной документации требований в отношении комфортности транспортных средств нет. Приобретение более вместительных и комфортабельных автобусов, чем «Газель», не может быть конкурсным критерием отбора и осуществляется по инициативе предпринимателей, осуществляющих городские пассажирские перевозки.
Меры социальной поддержки могут оказывать все желающие индивидуальные предприниматели, осуществляющие городские пассажирские перевозки.
Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя не располагает информацией о перспективном строительстве объектов транспортной инфраструктуры необходимой для эксплуатации городского трамвая.
И.о. зам. главы администрации г. Ставрополя, руководителя комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя Р.А. Марченко
Инфографика Станислава МАСЛАКОВА