Как растят актеров
Наталья АрдалинаСпектакли, посвященные творчеству великих русских поэтов Сергея Есенина и Николая Рубцова, «Венец творца – венец терновый» и «Пусть душа останется чиста» задумывались как творческие вечера. А у вечера может быть очень долгая жизнь в памяти зрителей, но очень короткая - на сцене. Здесь получилось иначе - спектакли вошли в репертуар Академического театра драмы, а значит, у них началась сценическая судьба. Случилось это потому, что каждый из этих спектаклей стал открытием и откровением – как для зрителей, так и для актеров. И просто замечательно, что пережить счастливые мгновения открытия новых граней и глубин русской поэзии и русской души предстоит еще многим зрителям. На творческих вечерах публика была подготовленная (сюда приходят обычно ценители поэзии), и многие признавались, что по-новому почувствовали Есенина и Рубцова.
Уже через несколько дней после вечера памяти Рубцова со мной поделилась впечатлениями одна старая знакомая.
- Словно побывала на родине, - сказала она.
Женщина не с Вологодчины, как Николай Рубцов, раннее детство ее прошло под Ярославлем. Не была она там почти пятьдесят лет. А как зазвучала «Тихая моя Родина», возник перед глазами, как наяву, речной плес и нависший над Волгой с противоположного высокого берега бор.
- Я долго думала о судьбе Рубцова, - продолжала моя собеседница, - почему судьба таланта часто бывает трагична. Мне кажется, что и его талант, и его трагедия имеют один корень. Он был человеком без кожи. Бездушных ведь называют толстокожими, а у Рубцова, в отличие от них, душа была обнажена…
Это размышления человека с большим жизненным опытом. А молодежи, возможно, просто предстоит открыть для себя великих русских поэтов. Тем более что помогут им в этом молодые актеры – практически их ровесники. У них это получается. Даже известный и любимый многими поколениями зрителей киноактер народный артист России Александр Михайлов очень высоко оценил игру молодых ставропольских артистов.
Театр
и его школа
А ведь многие из тех, кто читал в первом отделении творческого вечера стихи Рубцова, пока только учатся. Это курс актерского отделения факультета искусств СГУ, которым руководит народная артистка России Наталья Зубкова. И хоть пока ребята только студенты, они уже успели полюбиться зрителям разных возрастов. Маленьким – по детским постановкам «Огниво» и «Сказка о царе Салтане», взрослым – по спектаклю «Соловьиная ночь».
Этот курс у Натальи Павловны – уже третий. Первые два выпуска она готовила на большую сцену на базе училища искусств вместе с тогдашним главным режиссером театра заслуженным деятелем искусств России Алексеем Малышевым. Среди их выпускников – известные и любимые публикой артисты Ирина Баранникова, Александр Жуков, Владимир Лепа, Наталья Светличная, Ольга Зоря, Татьяна Николаенко, Илья Калинин, Мадина Шарипова.
Третий набор студентов осуществлялся в 2002 году уже в СГУ, когда было получено разрешение на открытие на базе факультета искусств актерского отделения. В получении лицензии на ведение обучения очень помог тогда народный артист СССР Олег Табаков. Театр драмы в Ставрополе – старейший на Северном Кавказе, уже больше десяти лет он носит самый высокий статус – академический. И он доказал право иметь свою актерскую школу.
- Мы растим актеров на базе театра – это один из важнейших моментов, - говорит Наталья Зубкова. – Можно сказать, при театре создана школа. У будущих актеров есть возможность сразу применить себя на сцене, наблюдать, как рождается спектакль, постигать профессию с азов на практике. Занятия по всем профильным предметам ведутся непосредственно в театре. И мы благодарны руководству театра за то, что оно нам предоставило такую возможность. Нам выделен специальный класс, где ребята занимаются актерским мастерством, сценической речью, сценическим движением, хореографией. А что значит соприкосновение с поэзией Рубцова и Есенина! Целый студенческий спектакль из отрывков русской классики. Мы понимали, что нам было доверено очень важное дело. И думаю, смогли это доверие оправдать. На курсе вели мастер-классы известные столичные актеры, педагоги, режиссеры, много раз приезжал на занятия со студентами Алексей Александрович Малышев. Чтобы научить будущих актеров быть свободными на сцене, мы используем все возможности. Студенты принимают участие во многих культурных мероприятиях, которые проводятся в крае, городе и, конечно, – в Ставропольском государственном университете. Например, ездили в Кисловодск с пропагандистской акцией СГУ. Говорят, произвели впечатление. Надо сказать, что руководители университета относятся к актерскому курсу очень внимательно, по-отечески. Нам повезло, что ректор СГУ Владимир Александрович Шаповалов, проректоры Виталий Семенович Белозеров и Ольга Петровна Белая, декан факультета искусств Александр Иванович Марков, директор театра Евгений Иванович Луганский для нас – не просто руководители, под началом которых мы учимся и работаем, они – наши единомышленники. Можно назвать еще очень многих людей, педагогов СГУ, которые дают студентам прекрасные знания по литературе, истории, философии. Большое достижение, что будущие актеры теперь имеют возможность получать университетское образование. И речь даже не о дипломе. Актеру нельзя быть полуграмотным. Ему нельзя не знать истории, литературы, психологии. Это та необходимость, которая возникает в работе над ролью. Артист должен быть грамотным, умным, тонким человеком. Актерский курс небольшой – двенадцать человек. Каждому студенту мы стараемся уделять как можно больше внимания, участвуем в его становлении.
Войти
в новую воду
По мнению зрителей и старших коллег-артистов, нынешний актерский курс очень сильный. Однако ребятам предстоит пройти жесткий отбор, в труппу Академического театра драмы зачисляют на конкурсной основе. Что ж, актерская профессия – сама по себе ежедневный экзамен на профессиональную и человеческую пригодность. Очень скоро уже другим мальчишкам и девчонкам, мечтающим о сцене, предстоит пробовать себя на этой нелегкой стезе. Народная артистка России Наталья Зубкова будет набирать новый курс. Конечно, поступающие на актерское отделение, как и все абитуриенты, с середины июля будут сдавать вступительные экзамены. И не только общеобразовательные. Сначала они должны будут пройти три отборочных тура, представив в своем исполнении прозу, стихи, басни, продемонстрировать наличие вокальных данных (а главное - слуха), суметь сыграть этюд (момент из жизни) на заданную тему, ну и станцевать какой-нибудь танец по своему выбору. Этот творческий конкурс определит лучших, которые и станут студентами.
Я спросила Наталью Зубкову, что она чувствует перед новым набором, чего ожидает от своих будущих студентов. Народная артистка, театральный педагог со стажем, для нее, я знаю, даже уже достигшие известности ее ученики по-прежнему как родные дети, ответственность за которых не ослабевает с годами… Но перед встречей с новым курсом она, по-моему, немного волнуется:
- Это как заново войти в воду, - улыбнулась она. – Говорят, в одну воду нельзя войти дважды. Новые ученики – это новая вода, новое поколение… Очень хорошо, что мы имеем возможность вырастить один курс и только после этого набирать следующий… Нет потока, как на ежегодном наборе, нет фабрики. И можно рассмотреть индивидуальность и неповторимость каждого набора. У меня не было похожих курсов. Следующее поколение очень сильно отличается от предыдущего. Тут можно писать книгу о том, как меняется время… Так что жду я чего-то неизведанного, нового, интересного.
Елена
ПАВЛОВА-ПОНОМАРЕВА.