Шикарная новенькая «Тойота», двигавшаяся вдоль Даниловского кладбища по улице Балахонова от улицы 8 Марта к Лермонтова, вдруг как-то неожиданно подпрыгнула и неуклюже застыла, почти уткнувшись капотом в кладбищенскую изгородь. Водитель, мужчина лет пятидесяти в отличном импортом костюме коричневого цвета, выскочил из салона и, не обращая внимания на грязь, опустившись на колени, заглянул под днище. Потом встал, горестно махнул рукой и простонал: «Ну вот и влетел тысяч на тридцать! Глушитель с мясом вырвал».
Я был случайным свидетелем этой драмы и видел, как водитель осторожно переехал через два так называемых «лежачих полицейских», но вот с третьим не справился. Да и как было минуть эти почти противотанковые надолбы иномарке, если даже наш российский, привыкший к бездорожью автотранспорт и то иногда с трудом преодолевает так называемые искусственные дорожные неровности (ИДН), коими с некоторых пор увлеклись в России. Да до такой степени, что департамент ОБДД МВД Российской Федерации был вынужден провести огромную работу по анализу положения дел с обустройством улично-дорожной сети населенных пунктов страны искусственными дорожными неровностями для принудительного ограничения скорости движения транспорта.
– Ну и как на общем фоне выглядит Ставрополь? - поинтересовался у начальника ОГИБДД ОВД по Октябрьскому району подполковника милиции Николая Павлова корреспондент «Вечернего Ставрополя» Валерий Манин.
– Типично. Установлено, что искусственные неровности размещаются где попало и как попало. В том числе и на улицах небольших по протяженности, а значит, и на небольшом расстоянии друг от друга. Это создает так называемый эффект «стиральной доски». При этом параметры ИДН выбираются весьма произвольно. Иногда они просто не позволяют автотранспорту их преодолевать.
Более того, места размещения этих искусственных неровностей выбираются произвольно, без анализа ГАИ, а решение по их обустройству органами местной власти, которые являются владельцами улично-дорожной сети, зачастую не принимаются...
– И что надо, чтобы хоть как-то остановить этот произвол?
– Уже многое сделано. В первую очередь, разработан ГОСТ № Р 52605-2006, которым определены общие технические требования и правила применения ИДН, он вступает в действие с нового года.
– Не так уж много отведено времени для подготовки к применению нового ГОСТа. Что требуется сделать, чтобы он не остался только на бумаге?
– Прежде всего, мы совместно с представителями органов местного самоуправления – владельцами улично-дорожной сети - к весне должны закончить контрольные проверки эксплуатационного состояния ИДН с целью определения их соответствия требованию норм и стандартов, при этом особое внимание будем уделять обустройству «лежачих полицейских» техническими средствами организации безопасности движения...
– Что это за «технические средства»?
– Прежде всего, соответствие ГОСТу геометрических параметров ИДН. Их два основных вида - ИДН-500 и ИДН-900. Первый вид имеет длину и ширину по 50 сантиметров и высоту в 6 см. Второй соответственно 90 и 50 при высоте 5 сантиметров. При этом особо подчеркиваю, что ИДН имеют сборно-разборную конструкцию, изготовленную из ряда однотипных геометрически совместимых основных и концевых сегментов, изготовленных из черной резины, на наружную поверхность которых нанесен протектор в виде шашечек, что позволит увеличить сцепляемость искусственных неровностей с шинами автотранспорта. В углублениях, расположенных на на поверхности основного элемента, наклеивается разметочная лента желтого или белого цвета для улучшения видимости в темное время суток. И эксплуатируется ИДН в температурном интервале от -50 до +60 градусов по Цельсию.
– Я вас правильно понял, что теперь все «лежачие полицейские» будут одеты в резину и подогнаны под стандарты ГОСТа? А что будет с теми, что не соответствуют новым требованиям?
– Они будут владельцами дорог или реконструированы, или же демонтированы.
– Простите, Николай Николаевич, но ведь мы же знаем, что многие ИДН возведены без ведома органов местного самоуправления, то есть районных и городских администраций. Убежден, что о тех же злополучных «полицейских», что положены на улице Балахонова или улице Чайковского (между ул. Новой и Шпаковской), впрочем, как и многих иных, соответствующие юридические владельцы дорожной сети даже не подозревают, ибо те – результат действий инициативных жильцов близлежащих домов или расположенных поблизости организаций. Кто будет их убирать?
– Те, кто возводил, а если не удастся выявить «строителя», то владельцы дорог, то есть органы местного самоуправления.
– Но ведь активные борцы с нарушителями скоростного режима могут снова без всякого технического и юридического обоснования возвести искусственные дорожные неровности...
– Для них Гражданским кодексом предусмотрены меры экономического воздействия. Думаю, заплатив штраф, мало кто рискнет повторить дорожный «самострой». Ведь обеспечение безопасности дорожного движения техническими средствами является прерогативой государства, а вклад каждого гражданина в это благое дело наведения порядка на дорогах и улицах ограничивается лишь соблюдением установленных законодательством правил дорожного движения и действенной их пропагандой среди населения. К чему мы и призываем наших земляков.