Как власть влияет на зарплату?
Лариса РакитянскаяНа этот раз "на ковер" пригласили руководителей предприятий нашего города, имеющих крупные долги перед своими работниками.
На заседании прозвучала тревожная цифра: почти 16,5 млн рублей не доплатили труженикам предприятий Ставрополя - это более 13 процентов от суммы долга по всему краю.
Накануне заседания председатель комиссии Н.Пальцев и его заместитель - руководитель Государственной инспекции труда в Ставропольском крае У.Салпагаров - побывали в УП "Ставропольгостранс-Сигнал" ГОССМЭП МВД РФ. Здесь 152 работникам задолжали более миллиона рублей. Одна из причин - недофинансирование из бюджета края в сумме 2,6 миллиона. Н.Пальцев в беседе с работниками предприятия подчеркнул: правительство сделает все от него зависящее, чтобы права человека не нарушались. Это прозвучало как серьезное обещание разобраться в ситуации и принять меры к ее исправлению.
Вообще же на заседании комиссии Н.Пальцев озвучил главную мысль: если в задержках заработной платы прямо или косвенно виновата власть - краевая или городская, - то и спрашивать надо именно с власти. Речь идет в первую очередь о своевременности финансирования из бюджетов разных уровней. Взять, к примеру, Ставропольское МУП "Автоколонна № 2". Представитель этого предприятия - зам.директора Е.Зальцман - была очень эмоциональна: защищаться ей пришлось по производственным и финансовым позициям весьма серьезно. Аргументы предприятия просты: собственных средств нет, заработать их в рыночных условиях весьма сложно, тем более что парк автобусов в буквальном смысле дышит на ладан - только 69 единиц "Волжанинов" и "Мерседесов" можно считать "живыми". Плюс лето - "мертвый сезон" для транспортников, когда основной пассажиропоток сокращается из-за отпусков и каникул. Край должен предприятию 660 тысяч рублей, город - 272. Столь значительные суммы образовались из-за того, что в январе-феврале была "чехарда" с перевозкой льготных категорий населения - их то везли, то не везли. Предприятие деньги свои экономно расходует, все траты "прозрачны" - на бензин, ремонт, тех-
осмотр и другие неотложные нужды. Большие убытки автоколонна несет из-за того, что продолжается эксплуатация нерентабельных маршрутов, где себестоимость перевозки одного пассажира составляет чуть ли не 25 рублей, а билет продается за шесть. Отказаться от них нельзя - это было бы равносильно лишить жителей окраин последней возможности добраться до центра.
Представителя администрации Ставрополя спросили, что будет предпринимать в этой ситуации власть. Ответ: график погашения долгов по зарплате имеется. Н.Пальцев подчеркнул, что и минфин края готов помочь материально: долг до конца года может и должен быть погашен. При этом председатель межведомственной комиссии отметил, что в 2005 году именно с транспортными предприятиями города и края пришлось особенно плотно работать, и вывод сделан неутешительный: в Ставрополе должна быть собственная транспортная политика, но Н.Пальцев считает, что ее нет. Председатель комиссии обратился также к представителям Пенсионного фонда, налоговой службы: вы тоже должны апеллировать к городской власти, разговаривать с ней на языке цифр, фактов и закона. Ведь если у предприятия такие серьезные долги по зарплате и по страховым взносам, налогам, то в первую очередь страдают работники: они теряют в пенсии, не получают вовремя отпускные, пособия по временной нетрудоспособности... А народ-то не виноват!
В ООО "ЛИСМА-Люминофор" ситуация несколько иная: рыночные отношения загнали предприятие в угол в буквальном смысле: оно фактически является дочерней фирмой Саранского объединения "ЛИСМА", там сосредоточен основной уставный капитал. Головное предприятие имеет проблему по реализации продукции, выпуск люминофоров из-за этого в Ставрополе практически приостановлен, и с декабря прошлого года наши "люминофоровцы" находятся в хроническом вынужденном простое. Объединение "ЛИСМА" кредитует свою ставропольскую "дочку" по зарплате в последнюю очередь. Но и эти долги надо возвращать. Точка зрения министерства промышленности, транспорта и связи края: раз это частное предприятие, то пусть самостоятельно выплывает из своих проблем. Н.Пальцев не соглашается: мы тут не можем и не должны быть наблюдателями, ведь если люди не получают заработную плату (а это ведь жители нашего города!), то жаловаться они идут к власти и на власть, не воспринимая никаких объяснений от своего руководителя. Руководитель Госинспекции труда У.Салпагаров считает, что в этой ситуации не лишним был бы выход на руководство головного предприятия в Саранске, ведь живем-то мы в одной стране, и Трудовой кодекс действует во всех территориях одинаково. Придется ужесточать отношения, заявил Умар Ильясович...
Слушали и завод "Красный металлист". В структуре "городского" долга по зарплате (16 млн рублей) завод имеет самую большую часть - 7 миллионов 120 тысяч. Здесь 180 человек находятся в режиме вынужденного простоя. Такая большая сумма, как считает генеральный директор ЗАО "КМ" А.Селеменев, сложилась из-за долгов предприятию со стороны краевого, городского бюджетов и незаконных действий прежнего руководителя предприятия. Судебные слушания по фактам присвоения им денег будут еще продолжаться, но на заводе рассчитывают, что до января 2006 года менеджерам удастся превратить в деньги произведенную продукцию и рассчитаться по долгам.
Председатель межведомственной комиссии Н.Пальцев, резюмируя итоги заседания, подчеркнул: у большинства предприятий-должников "заказчиком" выступает государство. И если виновники невыплат жалованья - органы власти, то надо более придирчиво проанализировать степень этой вины. Прозвучало предложение: вынести этот вопрос на заседание правительства края уже в сентябре.