Какие парады нам нужны?

Станислав Маслаков

Конец октября и начало ноября в России - даже более «парадное» время, чем май. Все почему-то любят устроить массовые шествия в эти дни - начиная с пафосных советских демонстраций в честь годовщины революции и заканчивая разного рода акциями неформальных движений. Вроде бы и погода не особо прогулочная, и настроение у народа непраздничное. Куда более благополучные в климатическом отношении Франция и США – и те предпочитают выводить людей на улицы в июле. Мы же, видимо, настолько суровы, что слякоть и холод нам нипочём. Другой вопрос, что сами по себе все парады – выхолощенная, нелепая форма организации досуга. И достойных поводов для массового выхода на улицы не осталось. Кроме одного.

1. Военные парады

Советское руководство их обожало, как и подавляющее большинство жителей страны. Смотреть на стройные ряды пехоты и нескончаемые потоки разного рода боевой техники было чем-то сродни медитации. Пусть не так богато мы живём, а будни наши серы, зато у нас самая крутая в мире армия! Психологический эффект сыграл немаловажную роль и на параде 7 ноября 1941 года, когда его участники, отчеканив по Красной площади, бежали в окопы оборонять Москву. Впрочем, к восьмидесятым годам от былого величия мало что осталось, воодушевление сменилось раздражением. С согласия народа страну, а затем и армию развалили, технику распилили, парады отменили. Сейчас их стали понемногу возрождать, но не очень успешно. Во-первых, любой вменяемый человек видит, что за этой показухой ничего нет. Ну проедет колонна морально устаревшей техники (или три с половиной штуки опытных образцов, потому что больше не сделали). Ну пройдёт относительно стройным шагом пара рот. Не чувствуется за ними той несокрушимой силы, готовой дать отпор любому противнику. А во-вторых, как-то не идёт это демократии, даже такой как у нас. Северной Корее идёт. Китаю даже. А те же американцы ограничиваются на парадах буффонадой с оркестрами, без техники и боевых подразделений.

2. Политические марши

Так как политики в России нет, то и всё с ней связанное выглядит либо жалко, либо позорно. Как и ситуация с двумя ноябрьскими праздниками. Суррогатный «День народного единства», в который сам народ зачастую вставляет приставку «анти-», приживается с успехом стеклянного глаза. Вроде и отторжения не вызывает, и толку никакого. Исторический повод сам по себе хороший. Но у задумки-то одна цель – вытеснить из массового сознания годовщину революции. В итоге вместо одного полноценного праздника мы получили два недоделанных. Ни один не собирает толпы народа, ни один не оставляет у людей должного послевкусия гордости за Отечество. Жалко стариков, по привычке выходящих на улицы седьмого ноября. Их лишили и светлого будущего, и гордого прошлого, объявили политическими «помирашками» и швырнули на откуп «памятную дату». Отвращение вызывают якобы массовые акции 4 ноября, куда насильно сгоняют не успевших разъехаться по домам студентов.
Есть, правда, ещё «марши несогласных», которые проводятся в том числе и 31 октября. Некоторые (впрочем, их число столь же мизерно, как и самих «несогласных») считают участие в оных подвигом, большинство – чудачеством либо специфическим способом заработка и пиара. В любом случае, если даже в столицах собирают на такие мероприятия горстку народа, то говорить о чём-то подобном в Ставрополе было бы смешно. Всё несогласие, всё выражение политической воли, вся свобода слова и собраний давно переселились в интернет. Как и вся настоящая общественная жизнь. Какие уж там парады.

3. Парады идентичности

В развитых социумах, которые не находятся в состоянии холодной войны и в которых политика давно ушла с улиц, поводом к массовым мероприятиям служит самовыражение, иногда с примесью защиты своих прав. Парады феминисток, гомосексуалистов, офисных работников, да и просто карнавалы по поводу и без проводятся там постоянно. Причём чаще всего носят мирный характер и превращаются в большой уличный праздник. Попытки провести нечто подобное на постсоветском пространстве ни к чему хорошему не приводят. Не успеет кто-то заикнуться про гей-парад, так тут же возникают фольксштурм-отряды фанатичных хоругвеносцев, а чаще всего – бритоголовых молодчиков. Даже проводят марши гетеросексуалов – мол, в противовес. Чем, конечно, переплюнули своих нетрадиционно ориентированных сограждан. Потому что, как сказал на суде ещё в советские времена один гомосексуалист, «то, с кем я сплю, это моё личное дело». Массовые  акции на почве сексуальности – это всегда нелепо. Да и вообще когда большинство начинает отстаивать свои права перед меньшинством – выглядит это довольно жалко. «Русские марши» в России, шествия за «традиционные семейные ценности», будто большинство сограждан исповедует какие-то другие… Неужели у нас всё настолько плохо?
И так с любыми парадами на почве идентичности. Одни проводят – другие сразу обижаются, и вместо праздника может получиться бойня. В итоге и радости никакой, и результат будет обратный ожидаемому. А посему – долой провокации, все по домам!

4. Парад зомби

Но всё же есть отдушина рус-скому человеку, которому хочется вылезти из интернета и пройти по улицам родного города вместе со своими единомышленниками. Это парад зомби! Он лишён главных недостатков всех прочих парадов – конфликтности и лицемерия. При всей своей аполитичности он остроумно демонстрирует обществу его недостатки. Не выступая против какой-либо социальной группы или явления, он может вызвать возмущение разве что у совсем безнадёжных дураков и зануд. А главное – в нашем обществе, которое само похоже на живого мертвеца, парад зомби – единственная адекватная ситуация и притом безобидная массовая акция.
До Ставрополя это популярное во всём мире движение добралось только в этом году. В первом зомби-параде приняли участие два десятка активистов. Остальные (а желающих было на порядок больше) кусают локти, что не смогли прийти, и клянутся через год влиться в ряды оживших мертвецов. О том, как всё прошло в этот раз, читайте в репортаже Никиты Пешкова.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление