Какие перемены ждут торговлю?
Лариса Денежная1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон о государственном регулировании торговли, направленный на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей. Этот документ определил правила игры для его участников, в первую очередь, на продовольственном рынке.
Свобода и ограничения
Какие новые моменты появились в организации торговли? Как отразится закон на работе этой сферы и, в конце концов, на потребителях?
Комментирует заместитель директора комитета экономразвития и торговли городской администрации Галина Охмат:
- Закон долгожданный. До недавнего времени у нас не было законодательного акта, который бы определял единые основы государственного регулирования розничной торговли на территории всей страны. В таких условиях работать было трудно. Более 600 подзаконных федеральных актов регулировали отдельные вопросы розничной торговли, часто дублировали друг друга.
Вообще принято считать, что самым важным методом воздействия на развитие торговли является формирование развитой законодательной базы. Новый федеральный закон в первую очередь направлен на интересы потребителей, на создание равных условий для производителей, поставщиков товаров и розничных торговых сетей.
Закон запретил всяческие поборы с поставщиков товаров за доступ на прилавки, изменение ассортимента, навязывание услуг по рекламе, требование об «эксклюзивности» договора и пр. Теперь торговля имеет законное право на вознаграждение только за объем проданных товаров, а его размер ограничен 10 процентами от цены реализованной продукции. Правда, эти проценты не распространяются на социально значимые товары, перечень которых будет утвержден позднее Правительством России. Четко регламентирован срок возврата денег поставщикам, в зависимости от срока реализации товара – 10, 30 и 45 дней соответственно.
В законе очень мощный блок антимонопольного регулирования. Документ исключает всякие дискриминационные условия по отношению друг к другу и поставщиков, и торговых сетей.
Ограничивается монополизм торговых сетей в отдельно взятом регионе. Во-первых, в законе дается четкое определение, что такое торговая сеть. Во-вторых, определен так называемый порог доминирования – 25% от общего объема всех реализованных продтоваров в регионе. Сетям, доля которых превышает этот уровень, запрещается приобретать в соответствующем регионе дополнительные торговые площади. Эта норма в рамках субъекта введена с 1 февраля, а на уровне муниципалитетов – с 1 июля.
Оговорены и антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Им запрещается менять правила торговли в регионе, оказывать давление на поставщиков и ритейлеров, ограничивающих их свободу в заключении договоров, диктовать цены. Однако вмешиваться в ценообразование закон дал право Правительству Российской Федерации в форс-мажорных обстоятельствах – если на тот или иной товар они вырастут за месяц на треть. В этом случае устанавливаются предельные розничные цены на продовольственные товары на срок не более 90 календарных дней.
- Новый закон разграничил полномочия в области государственного регулирования торговли на федеральном и региональном уровне. Какие новые моменты появятся в деятельности муниципалитетов?
- Главная задача муниципальной власти – создание условий для развития торговли. Новый закон определил создание целой системы информационного обеспечения в области торговой деятельности, которая нужна для повышения эффективности управления в сфере. Один из ее пунктов - ведение реестра торговых предприятий и поставщиков. Закон возлагает эту обязанность на субъект РФ. Ставрополь, конечно же, не останется в стороне от этого процесса.
Чтобы заниматься стратегическим планированием развития города, необходимо прогнозировать и развитие потребительского рынка. А для этого важно знать, сколько и каких предприятий в городе, их территориальное расположение и доступность для населения. В Ставрополе с 2005 года согласно решению городской Думы такой реестр начал формироваться, но только на добровольных началах. Благодаря этому мы имеем приблизительную информационную базу таких предприятий в городе. Сейчас, конечно же, работа по ведению реестра выйдет на другой уровень.
Отдельная глава закона оговаривает меры по развитию торговой деятельности, в том числе разработку программ развития торговли на региональном и муниципальном уровнях. Определена и цель - достижение нормативов минимальной обеспеченности жителей площадью торговых объектов. Это основной критерий доступности товаров для населения.
До недавнего времени мы руководствовались нормативами расчета сети предприятий торговли, установленными Министерством торговли РСФСР еще в 1982 году - 230 кв. метров (90 кв. метров продовольственных площадей и 140 – непродовольственных) на 1 тысячу жителей. Эта норма морально устарела. На сегодня ситуация с обеспеченностью торговыми площадями в Ставрополе на уровне крупных городов России – 850 квадратных метров (в развитых странах – 1200 кв. м и более).
Муниципалитетам даны полномочия на разработку схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности жителей площадью торговых объектов. Методика расчета этих нормативов будет определена Постановлением Правительства РФ.
Законодатели отдельно оговорили и долю малого и среднего бизнеса при размещении нестационарных объектов – 60 процентов от их общего количества.
- В законе установлены и требования к организации ярмарок. Что-то изменится для ее участников?
- Раньше каждая территория устанавливала свой порядок проведения ярмарок. Мы работали согласно порядку, утвержденному на уровне края. Закон сейчас установил единые требования к их проведению по всей стране. Большинство из них нами выполняются. Но есть и новые моменты. Закон дал право на организацию ярмарок не только региональным и местным властям, но и предпринимателям, юридическим лицам.
Законодатели закрепили право организаторов ярмарки на взимание платы за предоставление торговых мест и оказание услуг, связанных с ее проведением (уборка территории, ветсанэкспертиза и пр.), для компенсации затрат. Что касается администрации города Ставрополя, то мы всегда предоставляли места на ярмарках на безвозмездной основе. Эту практику будем продолжать. Потому что нацелены на то, чтобы товары продавались здесь без наценки, по ценам производителей.
Ставрополь приобрел богатый опыт в организации ярмарок, в первую очередь, в районах с недостаточной торговой инфраструктурой. Они стали постоянными, проводятся в течение года. Ну а если за организацию ярмарок возьмутся и сами производители, предприниматели, жители от этого только выиграют.
Местные сети будут развиваться
В среде ритейлеров закон восприняли неоднозначно. Некоторые расценили его положения как наступление на свободу торговли. В первую очередь – ограничения по порогу доминирования и бонусам, предельным срокам оплаты поставленных продовольственных товаров. Прозвучали опасения, что новый закон может привести к росту цен и сужению ассортимента товаров. Насколько такие прогнозы реальны?
Комментирует директор ООО «Тройка» (сети магазинов «Тройка» и «Семья») Александр Дьяконов:
- Законопроект призван отрегулировать отношения между продавцами и поставщиками продовольствия. На протяжении долгого времени ритейлеры и производители продукции не могли договориться об условиях взаимодействия. И при помощи закона государство попыталось разрешить этот конфликт. Нужно понимать, этот документ создавался, прежде всего, в интересах поставщиков. Но тем не менее ставропольские сети оказались в выгодном положении.
В Ставропольском крае самым крупным игроком является федеральная сеть «Магнит». Этот ритейлер может диктовать свои условия поставщикам, желающим войти в его сеть. Местные же продавцы, напротив, всегда идут навстречу ставропольским производителям, но только в том случае, если они предлагают качественную продукцию, конкурентоспособную по стоимости.
Антимонопольная поправка, запрещающая рост сетей в регионах, где они заняли свыше 25% розничного рынка, начинает действовать с 1 февраля в субъектах Федерации, а с 1 июля - в муниципальных районах и городских округах. И для крупных федеральных сетей такое ограничение может действительно стать большой проблемой. Но нам до таких объемов еще далеко.
Закон позволит сетям работать на равных условиях. Ставропольский сетевой ритейл будет и дальше развиваться. Наша же компания получит возможность беспрепятственно осваивать свою долю рынка.
Что касается ассортимента в сетевых магазинах, то он однозначно сократится. Регулирование отношений между поставщиками и ритейлерами, изменение сроков отсрочки платежей, ограничение бонусов приведет к тому, что новым поставщикам будет сложнее попасть на прилавки. В результате выиграют только крупные поставщики: их продукцию и так будут покупать. Но, если раньше новые поставщики могли хоть как-то конкурировать с брендами за полки, предлагая продавцам более поздние сроки выплаты за тов ары и увеличивая бонусы за их размещение, то теперь такой возможности у них не будет. Поэтому производителям стоит задуматься о необходимости продвижения бренда, стимулировании продаж.
Ритейлерам будет неинтересно работать с малоизвестной покупателю продукцией. Существует большая вероятность того, что на полках сетевиков будут представлены лишь известные бренды, которые хорошо продаются. Ведь розничные сети обязали оплачивать продукцию в конкретные сроки независимо от того, продан товар или нет.
Не думаю, что принятый документ может как-то повлиять на цены. Государственное регулирование наценки предусмотрено лишь в том случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит не меньше 30%. Тогда правительство имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены.. Но у нас таких скачков не бывает. Да и наценки на социально значимые продукты минимальны – до 9%. В наших магазинах работают даже специальные социальные отделы с наценкой 2%.