Каким будет генплан ставрополя?
Тамара КоркинаВ последнее время много разговоров ведется вокруг генерального плана города. О нем журналисты дотошно расспрашивали главу и градостроителей Ставрополя во время проходившего у нас Совета главных архитекторов городов страны. Генеральному плану отведено немало внимания в справке о результатах проверки деятельности администрации рабочей группой правительства края. В связи с этим в редакцию стали поступать вопросы горожан о том, что такое генеральный план, почему его нет в нашем городе и что делается для того, чтобы он был. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель главы администрации города, директор комитета градостроительств Владимир Александрович ЕЛИЧЕВ.
Дефицит свободных земель
— Владимир Александрович, так что же это такое — генеральный план?
— Это документ, определяющий перспективное развитие города и его отдельных территорий. Сейчас у нас есть генеральный план, рассчитанный до 2010 года. Но он разрабатывался еще в советское время. Тогда при прогнозировании строительства и реконструкции города исходили из централизованного планирования и ресурсного обеспечения. Сегодня мы живем в другом государстве, работаем по другим законом, и план, естественно, не может претворяться в полном объеме.
Действующее законодательство диктует, что к 2010 году у города должен быть новый генплан и приняты «Правила землепользования и застройки».
Конечно, новый генплан будет логическим продолжением прежнего. Но – с учетом сложившихся новых экономических условий развития. Что это означает? Сейчас мы столкнулись с явным дефицитом свободных от застройки муниципальных земель. И каждому ясно, что неразумно назначать ширину улиц в 60, 100, 120 метров, тогда как нормативы допускают 25, 30, 35. И расстояние между фасадами домов в 70 100 метров непозволительная роскошь. Сотни городов за рубежом укладываются в 25, 30, 35 метров. То есть мы тоже пришли к необходимости повышать плотность проживания населения.
Возникли большие проблемы с улицами и дорогами, которые строились с прицелом на преимущественное использование общественного транспорта. Нынешняя транспортная ситуация стала просто тормозом в развитии городских территорий.
А инженерная инфраструктура? Если не будут приниматься меры по реконструкции существующих и строительству новых сетей, то возведение нового жилья будет невозможно.
Правила игры для инвесторов
— Новый генеральный план – каковы, на ваш взгляд, будут его особенности?
— Он будет рассчитан на период до 2030 года. Уровень Ставрополя заставляет перестроить градостроительную деятельность от экстенсивного режима к интенсивному. Нам просто необходимо отказаться от постоянного увеличения площади города, тем более что такой резерв практически исчерпан. Основное внимание будет уделяться качественной организации и интенсивному позитивному переустройству среды города.
Предстоит сделать регламент использования городских земель, разработать своего рода правила игры для инвесторов. Требований много, в том числе неукоснительное соблюдение целесообразных режимов для строительнореконструкционной деятельности – речь идет о плотности, этажности, типе застройки и так далее.
Генплан жестко определит схемы зонирования, то есть разобьет центральную часть на зоны. Это ориентир будущим проектировщикам и инвесторам, которые захотят начать хозяйственную деятельность в Ставрополе. Они должны знать, какие постройки с точки зрения их функций или соответствия ландшафту можно возводить в том или другом месте. Приступая к выбору участка или к проектированию, застройщик должен учесть, что ему продиктовано схемами зонирования. Если в «старом» генплане однозначно решалось, где строить жильё, где конкретно обслуживающие и другие объекты, то теперь генплан определяет совсем противоположное – что на данной части города строить нельзя.
— Все мы хотим видеть свой город комфортным и красивым, у всех есть собственное мнение – каким ему быть. Не планируется ли проект генерального плана города обсудить с участием всех горожан?
— Это одно из требований Градостроительного кодекса РФ – проведение публичных слушаний. Их участник, любой житель Ставрополя, вправе представить в администрацию города свои предложения и замечания, которые потом будут включены в протокол публичных слушаний.
Возможно, разработчик будет прежний.
— Существенный вопрос: кто будет разрабатывать генеральный план города?
— Администрация провела переговоры с московским ФГУП «Гипрогор». Именно это предприятие было разработчиком старого генплана Ставрополя. Мы рады, что «Гипрогор» согласился участвовать в тендере на разработку генерального плана и «Правил землепользования и застройки».
На сегодня администрация изыскала средства из бюджета города на эти работы. Окончательную разработку генплана планируется завершить в 2007 году и предъявить на утверждение Ставропольской городской Думой в 2008 году.
За счет субвенций краевого центра в сумме 500 тысяч рублей заказан на конкурсной основе проект детальной планировки центральной части города. Изготовил его Государственное учреждение архитектуры и градостроительства при министерстве ЖКХ строительства и архитектуры Ставропольского края.
В материале фактически собраны все градостроительные решения, принятые ранее по центральному району Ставрополя.
Для создания благоустроенной центральной части города проект предлагает в ее административнообщественной зоне зарезервировать участки для строительства новых административных, общественных зданий краевого значения. Целесообразно, согласно проекту, создать новый районный общественный центр на пересечении улиц Комсомольской и Голенева. Этот центр сформируют здания культурнобытового и общественного назначения. Важный момент – размещение в центральной части Ставрополя многоэтажных жилых домов с комплексным обслуживанием, стоянками и парковками автомобилей. Зон будет семь: административнопредставительская, историкокультурная, жилая, спортивнорекреационная; научнообразовательная; деловая; торговоделовая. По каждой из них будет проводиться дифференцированная градостроительная политика.
Малоэтажки будут сноситься
— Давайте подробнее коснемся жилой зоны, хотя, думаю, и все другие горожанам интересны.
— Исходя из практики формирования центров в городах можно сказать, что процент жилых зданий в них должно быть 30 процентов. Это дома индивидуального, многоквартирного, гостиничного и апартаментного типа. А вот ветхие, аварийные, не представляющие исторической ценности жилые дома постройки 2030х годов будут снесены. Особенно это касается малоэтажного жилья. Некоторые дома пройдут реконструкцию.
Думаю, горожанам небезынтересно знать, что проспект Карла Маркса будет «пробит» до улицы Маршала Жукова, а Советская — до улицы Артема. Пройдет реконструкция улицы Дзержинского для пропуска автотранспорта в восточном направлении. А строительство четырех многоуровневых автостоянок на 1240 мест позволит в определенной степени решить транспортную проблему. По улицам Комсомольской и К. Хетагурова на месте одноэтажного ветхого жилья предполагается возвести многоэтажные жилые комплексы, совмещенные с объектами соцкультбыта.
Сейчас интенсивно ведутся поиски инвесторов реконструкции центральных кварталов города. Например, разработан эскизный проект многоэтажного жилого комплекса на территории автобусного парка в 108м квартале. Инвестор сейчас выносит автобусный парк в промышленную зону, как и предусмотрено генпланом города.
Полный или частичный снос жилого фонда по проекту планируется в 28, 78, 79, 80, 81, 82, 99, 117, 310, 116, 151, 152. 153, 164 кварталах. Из жилого фонда «убудет» по расчетам 67,6 тысячи квадратных метров общей площади, это 3,17 процента.
Для переселения 4,5 тысячи человек из сносимого жилья потребуется на расчетный срок 81 тысяча квадратных метров общей площади жилья.
Интересны и такие цифры: для нового жилищного строительства потребуется 122,9 гектара, из них 56,4 га даст снос одноэтажной застройки. В целом по городу для размещения объектов общегородского значения необходимо 350 га. Часть территории «найдется» в кварталах 78, 79, 82, 151, 153.
«Протестный комитет» и рабочая группа
— То, что вы называете «уплотнением жилых кварталов», вызывает недовольство горожан. Это понятно: был относительный простор, зеленая зона, и вдруг буквально перед окнами втискивается «высотка». Недаром в городе образован «Протестный комитет», люди объединились, чтобы отстаивать право на благоприятные условия жизни.
— На мой взгляд, создание «Протестного комитета» носит больше политический характер. Различные проверки показывают, что буквально в единичных случаях тревога жителей оправдана. Тогда проектная организация вносит корректировку в проектносметную документацию, и конфликт исчерпывается.
Что касается «Протестного комитета», то в середине июня этого года глава города издал распоряжение о создании рабочей группы по рассмотрению требований этого общественного движения. В нее вошли представители администрации города, главы районных администраций, депутаты городской Думы, руководители соответствующих структур, специалисты разных профилей.
Распоряжение предписывает провести проверку всех фактов, указанных в резолюции «Протестного комитета». Руководители структурных подразделений администрации города должны обеспечить предоставление по запросам рабочей группы всех необходимых документов. Такие взаимоотношения власти и общественного движения позволят любую ситуацию, связанную с застройкой, сделать прозрачной и понятной горожанам.