Кавминводы — не туристический, а лечебно-оздоровительный регион
.В Пятигорске в формате расширенного пленарного заседания Общественной палаты Ставрополья состоялось обсуждение очередной редакции проекта федерального закона «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды»
Двенадцатая редакция все еще нуждается в доработке
Первое народное обсуждение этой же темы прошло на площадке общественных слушаний ОП СК в марте прошлого года. Как тогда, так и сейчас в обсуждении приняли участие независимые эксперты, представители министерств и ведомств, органов местного самоуправления, гражданские активисты края. Объединены все одним желанием: помочь региону КМВ сохранить его уникальные природные богатства, возродить любимые россиянами курорты Кавминвод, не имеющие аналога в мире по целебным питьевым источникам, лечебным грязям и некогда крепкой медицинской базе, которую сегодня надо спасать от разрушения.
– На протяжении полутора лет Общественная палата Ставрополья уделяет самое пристальное внимание этому законопроекту, – пояснил председатель ОП СК заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. – Изначально нас тревожило, что законопроект разрабатывался кулуарно, без участия специалистов в сферах курортологии и бальнеологии, без опроса мнения гражданских активистов, да и вообще жителей КМВ. Нами были организованы и проведены общественные слушания, участники которых дали в высшей степени отрицательную оценку предыдущих проектов закона о КМВ. Сейчас мы разбираем уже двенадцатую по счету его редакцию, которая все также нуждается в более детальном обсуждении.
Миллиарды – на медкластер, а на экологию – сколько?
Собравшиеся отметили, что и новая версия законопроекта о КМВ не имеет в своей основе цели защиты и сохранения здравниц Кавминвод. Николай Кашурин затронул вопрос создания на территории Кавказских Минеральных Вод медицинского кластера (он же в предыдущих версиях проекта лечебно-оздоровительный кластер):
– Мы выступаем не против создания такого кластера, а против размещения его в границах курортного региона, который и так перенасыщен населением, транспортом. Все это пагубно влияет на экологию, гидроминеральную базу, климат. Антропогенная нагрузка уже зашкаливает, но тем не менее в Минкавказа по сей день считают аргументом в пользу медкластера то, что он даст дополнительно 20 тысяч рабочих мест, не считая огромного притока посетителей. Это повлечет неизбежное увеличение количества автотранспорта в регионе, опять же ухудшив его экологию. Подобные планы несут реальную угрозу утраты самого ценного лечебного фактора – минеральной воды, без которой регион будет лишен своей значимости. Так вот, разработчик законопроекта сегодня пошел иным путем. Он исключил положения о медицинском кластере из законопроекта о КМВ. Однако от самой идеи строительства медкластера на Кавминводах Министерство РФ по делам Северного Кавказа не отказалось.
Теперь проект включен в качестве подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года».
– На создание медкластера на Кавминводах на период с 2016-го по 2020 год заложено более 58 миллиардов рублей из средств федерального бюджета, – подчеркнул Николай Кашурин. И сразу отметил, что в задачи названной подпрограммы не входят самые насущные проблемы, давно требующие решения: изношенность коммунальных сетей, минералопроводов, фонда санаторно-курортного комплекса, аварийное состояние скважин минеральной воды, низкая развитость инфраструктуры, экологические и другие проблемы. – Очень важно, что нас, в том числе в вопросе медицинского кластера, поддерживала и продолжает поддерживать краевая власть и полпред Президента в Северо-Кавказском округе Сергей Меликов.
Не доработали
Обсуждаемая редакция, по сравнению со всеми ранее подготовленными, претерпела ощутимые изменения, направленные на сохранение и рациональное использование уникальных природных лечебных ресурсов Кавминвод. Однако противоречивые нормы попросту устранены, а не доработаны, и теперь предусматривают принятие большого количества подзаконных актов. К тому же законопроект предусматривает явные дискретные полномочия, что недопустимо с точки зрения юридической техники и является очевидным коррупциогенным фактором, отметили собравшиеся.
Участники заседания поддержали резолюцию прошедшего форума «Здравница-2016», в том числе об обращении к Президенту РФ с просьбой не передавать Минкавказа полномочия Минздрава России по реализации госполитики по управления Кавминводами.
Тенденция к смягчению охранного режима недопустима
Более глубоко и основательно в новой версии проекта закона о КМВ оказался проработан режим зон округа горно-санитарной охраны КМВ. Однако, по отметкам специалистов, крайне слабо урегулирован режим третьей зоны, в которой запрещено строительство без подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а другие ограничения хозяйственной и иной деятельности лишь подразумеваются. Это значит, что, при отсутствии прямого запрета со стороны Правительства, в третьей зоне может разрешаться деятельность, которая в результате может привести к загрязнению окружающей среды или истощению лечебных ресурсов.
Дискуссионным остается и вопрос о возможности строительства объектов ИЖС и других капитальных объектов во второй зоне округа горно-санитарной охраны. Эксперты настаивают: в этой зоне можно строить только те объекты, которые напрямую связаны с развитием лечебно-курортной инфраструктуры. Крайне настораживает и лояльность разработчиков проекта к размещению во второй зоне объектов, при помощи которых можно будет осуществлять рекреационную деятельность.
Участники заседания ОП СК подчеркнули: согласно этой версии проекта закона о КМВ правовой режим трех зон округа горно-санитарной охраны куда более либерален и мягок по сравнению с тем, как он урегулирован в ныне действующей редакции Федерального закона №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В связи с этим было предложено зафиксировать правовой режим трех зон округа горно-санитарной охраны курортов КМВ на нынешнем уровне.
Также участники заседания настаивали на обязательном ограничении бесконтрольного проезда автотранспорта на территорию первой и второй зон, на пересмотре миграционной политики в регионе.
Кто будет управлять и нести ответственность?
Некая путаница произошла в законопроекте и с распределением полномочий органов управления регионом Кавминвод. Положения законопроектов перекрестно ссылаются друг на друга, что само по себе бессмысленно.
Член экспертно-аналитического совета Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России Дмитрий Белявский констатировал, что в Законе о КМВ крайне схематично и скудно прописан порядок управления Кавказскими Минеральными Водами.
– Закон должен воспрепятствовать органам местного самоуправления бесконтрольно распоряжаться землями, - отметил юрист, - остановить произвольное сокращение рекреационных и парковых зон, не давать местным властям потворствовать вырубке лесных насаждений и принимать иные решения, ведущие к деградации не только окружающей среды региона КМВ, но и всей курортной инфраструктуры. Для этого в законопроекте, как минимум, должны быть прописаны особенности осуществления местного самоуправления на КМВ с учетом всех перечисленных факторов. А этого пока не наблюдается.
Система управления регионом, а следовательно, и система ответственности за его состояние, должна быть предельно четкой и понятной любому человеку, отметили собравшиеся.
Сберечь лес
В рассматриваемой редакции законопроекта почти не уделяется внимание охране лесов в регионе КМВ, а ведь именно они страдают в первую очередь от растущего воздействия хозяйственной деятельности. Эксперты и экологи указали на важность наложения запрета будущим ФЗ о Кавказских Минеральных Водах на перевод земель лесного фонда на территории КМВ в земли любых других категорий, кроме как в земли особо охраняемых территорий и объектов. Заведующая отделом курортной биоклиматологии Пятигорского НИИ курортологии Нина Поволоцкая предложила провести комплексный экологический мониторинг всего региона, включив в него и лесопарковую зону.
Также, по мнению экспертов, законопроект надо пополнить нормами об особой охране городских лесов и зеленых насаждений.
Мониторинг всего, что еще сохранилось
Плачевная ситуация в регионе складывалась десятилетиями: ухудшалась, разрушалась, распродавалась в частные руки та база, которая была в регионе раньше. И теперь, чтобы написать грамотный законопроект, который будет способствовать сохранению и возрождению региона, необходим тщательный анализ того, что есть в наличии на сегодняшний день. Руководитель общественного объединения «Союз защиты курортов КМВ» Иван Стоянов напомнил, что подобный мониторинг не проводился уже 30 лет.
Красной линией многих выступлений было указание на недопустимость доминирования в отношении региона КМВ термина «туристический» над терминами «лечебно-оздоровительный», «бальнеологический», ведь Кавминводы – веками формировавшаяся российская здравница.
По итогам заседания все замечания и предложения экспертов, специалистов и общественности будут сформированы в итоговый документ ОП СК и направлены в адрес профильных министерств и ведомств, в Думу и правительство края, в полпредство СКФО, в ГД РФ и Совет Федерации. Ожидаются также «нулевые» чтения законопроекта о КМВ на площадке Общественной палаты РФ. Люди верят: сообща можно добиться многого – спасти регион.
Елена Гончарова.
Фото Виктора Нестеренко.