KАЗАЧИЙ МИP
.(Продолжение,
начало в № 161,167.)
Донское казачество считается прародителем всех казачьих войск России. Хотя, согласно многочисленным источникам древности, казаки, как этнос, могли быть потомками скифов, сарматов, алан, хазар и даже более древних народов, населявших в разные эпохи нынешний юг России.
У тех народов, которые себя отождествляют с казаками, были незначительные отличия в традициях, внутренней жизни, обычаях, быте. Так, уральские казаки между собой называли друг друга горынычем. Донцы же называли их шивирюга (севрюга), потому что уральцы были умелыми рыболовами, но почему-то вместо букв «с» говорили буквы «ш», а вместо букв «а» и «о» в ряде слов употребляли букву «и». Например, легко понять нам даже сейчас фразу «итаман с итаманшей пошли на игород рвать игурцы».
Астраханские казаки при разговоре сильно окали.
Оренбургские и семиреченские казаки отличались своей рослостью, грамотностью и хорошим знанием русского языка.
Среди сибиряков выделялась группа элегантных голубоглазых блондинов с тонкими чертами лица и с польскими фамилиями: Ставские, Кучковские, Кружевецкие, Грибановские, Ерковские и др. Не исключено, что они являлись потомками поляков, сосланных в Сибирь после восстаний в разные годы и приписавшихся к Сибирскому казачьему войску.
С того времени, как казаки стали принимать присягу «на верность царям», началась подготовка к прохождению воинской службы. Во время прохождения подготовительной и действительной службы казаков учили: «не выпячивай грудь - ты не солдат», «не топочи - ты не в пехоте», «подбери брюхо - ты не мужик»...
Все это способствовало приобретению «казачьей осанки» - широкая и твёрдая поступь, ловкость движений, смелый взгляд.
Все казаки: будь то донцы, сибирские, яицкие, дальневосточные, казаки Кавказа и др., проникая на новые земли, не становились поработителями и угнетателями мирного населения. Они не смотрели на своих новых соседей свысока, не презирали их, а быстро сближались с местными жителями, сохраняя свято свои исконные обычаи, но не возбраняя и аборигенам жить по своим вековым традициям. В свою очередь казаки перенимали многие традиции соседей, уклад их жизни, даже язык. Великий русский писатель Л.Н. Толстой в повести «Казаки» отмечал: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев… Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски». (Татарским назывались все языки кавказских горцев в 19-м веке.)
Казаки - кубанцы и терцы - в скором времени надели форму горцев, идеально подходившую к местным условиям жизни, научились танцевать лезгинку и кафу, стали для них верными кунаками. А горцы научились у казаков земледелию, поняли, что благодаря казакам у них стали исчезать родовые и клановые распри, что вместе с казаками они могут жить в мире и согласии на этой благодатной земле.
Сила казачества и его государственное значение росли вместе с ростом количества войск. Так, в 1725 году во всех казачьих войсках насчитывалось 85 000, в 1740-м – 150 000, в 1875-м – 175 000, а уже в Первую мировую войну казачество выставило свыше 450 000 воинов всех очередей службы.
В то же время на протяжении многих лет из правительственных кабинетов слышались речи, что необходимость в казачьих войсках исчезает, а поэтому не стоит в дальнейшем их укреплять.
Кто-то из «теоретиков» просто не понимал уникальности казачества, а кто-то и умышленно пытался понизить значение этого уникального народа в государственной системе России. Это сейчас уже даже на теоретическом уровне понятно, что казаки не только незаменимая и в высшей степени эффективная система охраны границ Российского государства, но экономически передовая организация сельскохозяйственного производства. На полевой ли работе, дома ли, казак всегда стоит на часах у опасной границы. Если бы заменили казаков на силы регулярной армии, то государственные финансы рухнули тотчас же под несоразмерными, по сравнению с казачьими, затратами. Казаки в это время несли на приграничных местностях караулы на заставах и пикетах практически без государственных затрат. В случае военных угроз казачьи сотни и полки мгновенно отмобилизовывались, чтобы встретить врага, прорвавшего границу.
Революция 1917 года затуманила головы и казачеству. Да, заболел тогда казак ложной демократией (истинная демократия всегда была основой организации общественной жизни казаков), но заболел он гораздо позже большинства населения России и раньше других понял обман новой власти. Уже в 1918 году многие казачьи регионы пылали в огне восстаний - здесь начали проводиться казачьи круги в станицах, округах, отделах, где не всегда принимались решения в поддержку советской власти.
К великому сожалению, действовали казачьи войска в это очередное смутное время разрозненно: где-то восстания были повсеместно, где-то на небольших участках, а где-то и не начинались, поэтому новой власти удавалось, хотя и с трудом, но подавлять народное возмущение.
После установления советской власти в России повсеместно началось уничтожение казачества и физически, и духовно. Особенно после секретного Циркулярного письма «Об отношении к казакам», принятого Организационным бюро ЦК РКП(б) 19 января 1919 года.
Не было ни одного хутора, ни одной станицы в казачьих войсках, которые не подверглись бы репрессиям. Никто, наверное, и никогда не сможет ответить на вопрос, какое же количество казаков подверглось репрессиям. Согласно секретным постановлениям, запрещалось подвергать даже устному подсчету расстрелянных, выселенных, бежавших за границу казаков. Советской властью были приняты беспрецедентные ограничения государственной, хозяйственной, политической жизни казачества. По сути, был объявлен государственный геноцид казачества как народа. Народ искал спасения от истребления.
Первая волна казачьей эмиграции произошла в 1920 году. Тогда сотни тысяч казаков вынуждены были покинуть свою Родину, которую они создавали, расширяли и защищали много веков.
Остров Лемнос в Средиземном море для значительного количества казаков стал не только временным прибежищем, но и могилой. Значительная часть донских, кубанских, терских, оренбургских, астраханских, уральских казаков компактно поселилась в Польше, Чехословакии, Германии, Франции, Бельгии, Англии, Швейцарии, Греции, Иране, странах Балканского полуострова и даже в Латинской Америке и др. Сибирские, забайкальские, амурские, уссурийские, семиреченские казаки разместились в Китае, Австралии, Индонезии и др.
Оставшиеся в России казаки были подвергнуты гонениям и репрессиям во время принудительной коллективизации в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Их насильно загоняли в колхозы. И вновь свободолюбивый народ стал поднимать восстания. Спасаясь от репрессий, казаки-хлеборобы вынуждены были покидать свои родные места и искать убежища в безлюдье Средней Азии, Сибири, Крайнего Севера, в песках пустынь и непроходимых дебрях тайги.
В СССР о казаках старались умалчивать до середины 30-х годов ХХ века. На первомайском параде 1934 года одному из иностранных корреспондентов удалось пробраться близко к Сталину и задать вопрос: «А где же лучшая кавалерия в мире, где казаки?». «Будут», - уклончиво ответил вождь. Через три дня последовал приказ наркома обороны о переименовании некоторых кавалерийских дивизий Красной Армии в казачьи.
Этим же приказом была сформирована и 13-я Донская казачья дивизия. Только 20 апреля 1936 года ЦИК СССР отменил ограничения в отношении службы казаков в Красной Армии. Их стали призывать на службу, были созданы казачьи дивизии, восстановлена традиционная казачья форма, в том числе и ношение при ней холодного оружия.
На фронтах Великой Отечественной войны многие казачьи соединения героически сражались с врагом. Уже в 4 часа утра 22 июня 1941 года 6-я Донская Чонгарская дивизия вступила в бой с немцами, наступавшими в направлении Ломжи. В декабре 1941 года кавалерийские казачьи дивизии стали сводиться в кавалерийские корпуса, которые показали чудеса героизма в битвах под Москвой, Сталинградом, на Дону, Кубани, Тереке. Всем кавалерийским казачьим корпусам за высокое боевое мастерство, мужество и отвагу присвоены звания гвардейских. Многие казаки-кавалеристы удостоены звания Героя Советского Союза, десятки тысяч награждены орденами и медалями.
Начавшуюся Вторую мировую войну многие эмигранты связывали с возможностью возвращения на родную землю, поэтому часть из них вступили в казачьи части, создаваемые и контролируемые немцами.
Однако иллюзия быстро испарилась. Вступив на землю своих предков, казаки-эмигранты увидели, что здесь всё изменилось. Казаки их Родины хоть и не очень-то чтили советскую власть, но немцев ненавидели больше, видя в них не освободителей, а захватчиков, поэтому казаков, вступивших в подконтрольные немцам соединения, считали предателями. (Об этом правдиво и документально отмечено в повести ставропольского писателя В.П. Бутенко «Казачий алтарь». - Авт.)
После Второй мировой войны значительная часть казаков эмигрировала из Европы в США, Канаду, Австралию, Бразилию, Аргентину... В США был создан Союз казаков Дона, Кубани и Терека. До настоящего времени во многих странах мира проживают малочисленные группы казаков. Автору этих строк удалось побывать в Англии, Германии, США и встретиться с казаками-эмигрантами и их потомками. Последние, к сожалению, не знают Родины их отцов и дедов, утеряли и язык. Однако традиции, которые передали им их предки, похоже, сохраняются едва ли не на генетическом уровне. Это заметно в семейном укладе, быту. Остаются они верны и своей православной вере. Здесь явственно видно, что «казачьему роду нет переводу».
Как ни пыталась коммунистическая пропаганда и советская власть в течение многих десятилетий духовно и физически истребить казаков, ничего из этого не получилось. Представители «уничтоженного» казачества 29 - 30 июня 1990 года в Москве провели 1-й Большой казачий круг. Сюда приехали казачьи делегаты из многих регионов СССР. На этом Круге было решено возрождать обычаи, традиции и культуру казаков, которые в течение многих веков создавали их предки.
Активное участие в его работе принимала делегация казаков Ставропольского края в количестве 36 человек, в том числе и казаки-некрасовцы, прибывшие на Ставрополье в 1962 году из Турции.
С первых шагов возрождения казачества неожиданно многие люди заявили о своей принадлежности к казачьему роду. Помнится, как нам под ноги москвичи бросали цветы, когда мы строем шли по Красной площади. Но не всё так гладко. Популярность возрождающегося казачества моментально насторожила явных и тайных врагов России, и тут же была запущена мощная машина по дискредитации казачества. Как по мановению волшебной палочки в различных СМИ стали появляться статьи, в которых на «научной основе» сообщалось, что казаки не многомиллионный народ, а сброд бандитов и пьяниц. Казаки — не верные слуги государства, а псы царизма, душители свободы, колонизаторы и т.д.
Двадцать восемь лет прошло после проведения первого Большого казачьего круга в Москве. Однако прошедшее время вряд ли можно назвать благоприятным для казачества. Законы, на первый взгляд, приняты правильные, но их реализация оставляет желать лучшего.
Большое количество казаков неодобрительно относится к действиям чиновников различных уровней — от местных до федеральных, которых вряд ли по-настоящему интересуют судьбы казачества. Они стараются обходить стороной самые насущные проблемы.
Сюда же следует отнести и многочисленные политические партии, которые перед каждыми выборами обещают решить вопросы казачества. Однако свои «многообещания» забывают до очередных выборов. Даже Федеральный закон «О Государственной службе российского казачества» №154-ФЗ (позже много раз он был подкорректирован) во многом напоминает «протокол намерений». Он даже не даёт чёткого определения о казаках - народ ли это или просто какое-то сборище.
Казачеству нужны такие законы и постановления, которые давали бы право ему самостоятельно решать на их территориях многие вопросы своего жизнеустройства. Среди них: вопросы местного самоуправления, землевладения и землепользования, право подготовки казачат к службе в казачьих же воинских частях, право традиционного воспитания подрастающего поколения, право восстанавливать хотя бы часть того, что они создали за многие века своего существования. Разумеется, все перечисленное должно увязываться с требованиями и велением сегодняшнего дня и обязательно в рамках правового поля законодательства Российской Федерации, неотъемлемой частью населения которой является казачество.
Для многих казаков непонятно, почему в настоящее время в Ставропольском крае ликвидированы администрации во многих казачьих станицах. Теперь они входят в состав городских округов и в казачьих станицах органом управления являются представители этих округов в виде отделов. До этого не додумалась даже царская и советская власть. С созданием городских округов практически все хозяйственные и социальные проблемы казаков будут решаться там. Самостоятельность административной власти в казачьих станицах сведена к минимуму.
В этой связи и самому казачеству как воздух необходимо единство, прекращение деления на реестровых и общественников. Надо сплотиться в одну дружную казачью семью, свято чтить, восстанавливать и отстаивать свои традиции. Казакам надо знать, что в распылении нет силы, нет мудрости, нет практической выгоды. Там, где распыление, там разочарование, распад и гибель.
Всему казачеству следует всегда помнить, как многие десятилетия подавлялась память об этом уникальном народе (практически уничтоженном этносе), что только в тайниках наших казачьих генов неистребимо существовала и существует пока ещё эта память. Только помня это, изучая, храня истинные традиции, казаки смогут уберечь и сохранить Казачий мир.
Петр ФЕДОСОВ,
кандидат исторических наук,
член Союза журналистов РФ.