Казачья фамилия
Ольга МетёлкинаПосле революции в семье Есауловых долгие годы втайне хранилось казачье оружие. Не терялась надежда на то, что придёт время для объективного и честного толкования истории, когда не надо будет таиться и скрывать своё происхождение и веру предков. Сохранили Есауловы и старинные предметы, которыми пользовались деды и прадеды в быту. Сегодня большинство этих вещей можно увидеть в экспозиции Музея истории казачества в Ставрополе. Именно частная коллекция потомственного казака Виктора Алексеевича Есаулова легла в основу этого уникального собрания. Образцы холодного и огнестрельного оружия XIX века, ордена и медали, иконы, конское снаряжение, домашняя утварь... Посетители подолгу задерживаются у витрин. Мальчишки особенно внимательно разглядывают оружие. В одном из разделов, посвященном казачьей династии Есауловых, представлена шашка 1893 года, принадлежавшая прадеду Виктора Алексеевича, на которой с одной стороны выгравирована надпись: «Слава казачьему роду Есауловых», а на другой - «Слава Богу, Царю и Отечеству». Это один из бесценных семейных раритетов. Когда коллекционеры просят Виктора Алексеевича продать какой-нибудь из приглянувшихся клинков, он резонно отвечает: «Мои родные голодали, но даже тогда не продавали дедовского оружия. А мне сам Бог велел передать родовые реликвии своим внукам и правнукам».
По отцу у В. Есаулова все мужчины в роду были военные, а по линии матери — священнослужители. Родители очень мало рассказывали о своих корнях. В то время, когда рос и мужал Виктор Алексеевич, было небезопасно афишировать казачье, дворянское происхождение, принадлежность к служителям Церкви и другим «чуждым народу» элементам. Страницы семейной летописи пересказывал юному Виктору дядя Афоня — казак, георгиевский кавалер. Среди Есауловых оказались и те, кто принял революцию 1917 года, и те, кто не захотел признавать новой власти. Потери в кровопролитном противостоянии гражданской войны случились с обеих сторон.
Отец — Алексей Александрович - работал сначала зоотехником, потом его выбрали председателем колхоза. Его жена была доброй хозяйкой и заботливой матерью для всего многочисленного семейства. «В семье деда было 13 детей, - говорит Виктор Алексеевич, - у отца - 8, а у меня всего 5».
«Всего 5» - это старший сын Алексей, который работает в рыболовецком флоте на Дальнем Востоке. Затем - дочь Татьяна, она модельер, живет в Ростове-на-Дону. Плюс - сын Володя, который служит во вневедомственной охране в Михайловске (вообще-то по специальности он строитель, но пришлось и повоевать, когда служил по призыву в Чечне). Четвертый по счету наследник в семье Есауловых — Виктор. Он успешно окончил Ставропольский аграрный университет по специальности «зоотехник».
И, наконец, младший — Тимофей, сейчас работает в Музее казачества.
Таким бесценным богатством Виктор Алексеевич обязан верной спутнице жизни — Раисе Федоровне. Настоящая казачка, она во всём поддерживает мужа. Виктор Алексеевич рассказывал, как во времена тотального дефицита в нашей стране он ездил в Москву в командировки. И случилось как-то, что вместо обновок для ребятишек приобрел старинную икону. Приехал домой, так, мол, и так. Раиса Федоровна не выразила никакого недовольства — значит, так надо. Кстати, теперь семья Есауловых делится собранными когда-то иконами, уже 24 старинных образа переданы храмам Ставропольской епархии.
Сегодня вряд ли кто-то станет спорить с тем, что настоящий казачий характер не могут сломить ни голод и лишения, ни политические передряги и козни врагов. А потому и известная поговорка: «Казачьему роду нет переводу» звучит как здравица и пожелание добра на будущее.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА