Казаки-инородцы
.(Продолжение. Начало в номерах №151 и 158.)
Мы уже отмечали, что казачество с самого начала своего появления было этнически неоднородным, а когда оно пришло на Кавказ, то в его ряды со временем вступали различные народы, проживающие на этой территории. На Кавказ казаки пришли (по различным источникам) в XV – XVI веках. Несмотря на то, что пришедших иногда встречали враждебными нападениями, со временем между коренным и вновь прибывшим населением все-таки устанавливались дружественные и даже родственные отношения.
Исторические документы дают множество примеров мирного сосуществования казаков и горцев. У казаков горцы перенимали современные (по тому времени) приёмы ведения своих хозяйств, культурно-бытовые навыки. В свою очередь, казаки перенимали многое и от горцев. От кабардинцев, чеченцев, дагестанцев и других горских народов заимствовали разведение лошадей, скота, конское снаряжение, национальную одежду, холодное оружие, двухколёсную арбу, разведение местных сортов плодовых культур, даже некоторые обычаи...
Казаки со временем стали не только дружить с горцами, но и создавать совместные семьи. Не случайно многие семьи терских казаков стали не просто считаться родственниками горцев, но и входить на правах ассоциированных членов в тейпы (у чеченцев). До настоящего времени сохранились хорошие отношения между казаками и чеченцами тейпов гуной и варандой. Эти тейпы долго не принимали мусульманства, уходили в горы. Чеченцы «окочены» входили в состав стражников в городе Терки-2, который после Астрахани считался самым крупным населённым пунктом на Северном Кавказе в XVII веке. В этом городе мирно жили казаки, кабардинцы (Черкасская слобода), чеченцы «окочены» (Окоцкая слобода), кумыки (Татарская слобода), Новокрещенская слобода, населённая горцами, принявшими христианство. Среди новокрещенцев были представители практически всех кавказских народов.
Гребенские казаки в начальный прихода на Кавказ обосновались на правом берегу р. Терек. Здесь по соседству проживали чеченцы. Прошло незначительное время, и между ними стали устанавливаться добрососедские, дружеские отношения. Особенно тесно сроднились с казаками представители чеченского тейпа гуной. Среди них был высокий процент смешанных браков. Прошло три-четыре поколения, и даже внешне гребенцов от чеченцев трудно было отличить.
«Среди терских казаков даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью», – писал один из современников Л.Н. Толстого.
Интересное наблюдение о смеси русской и чеченской крови оставил в 1915 году краевед Ф. С. Гребенец. Он так описывал женщину станицы Новогладковской: «Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины». По мнению этнографов, уже в начале XX века во многих женщинах гребенских казаков текла чеченская кровь.
С XVII столетия началась активная исламизация Чечни. Процесс этот проходил чрезвычайно болезненно, особенно для гунойцев. Одной из причин непринятия гунойцами ислама стали традиции ими «свиноедства», от которых многие не захотели отказываться. «Да, мы русские, - говорили они. – Мы едим свинью». Термины «русский», «христианин» и «свиноед» в те времена для чеченцев звучали как синонимы. Некоторые историки отмечали, что деление чеченцев на мусульман и немусульман было исключительно по признаку «свиноедения». Точно установлено, что чеченцы в XVI – XVII вв. целыми семьями и даже родами принимали христианство. Так они более органично вписывались в терский казачий этнос, а их потомки со временем становились уже полноценными казаками. Хотя история знает и обратный пример, когда гунойцы, уйдя в горы, приняли ислам.
Несмотря на это, они надолго сохранили знания о своих генеалогических корнях. Многие, несмотря на длительную Кавказскую войну, приезжали в станицы, так как и там проживали их родственники, не пожелавшие переселяться в горы. Среди казаков станицы Червлённой, по мнению исследователя Николая Кузина (1947 г.), проживали казаки-гунойцы с христианскими фамилиями: Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Полушкины, Парамеровы, Фелипченкины, Кузины, Пронькины, Алёшечкины, Тихоновы, Митрошкины, Мищутишкины, Митюшкины, Хановы, Андрюшкины, Курносовы, Рогожины...
В Ставропольском крае создан «Культурный центр чеченцев и ингушей», который возглавляет потомок казаков-гунойцев Рамазан Атамович Дадаханов. Он никогда не скрывал свою родословную, связанную с терскими казаками, и гордился тем, что принадлежит к этому славному этносу.
Среди терских казаков в XVII в. селились грузины и армяне. Известно, что в 1682 году из Имеретии выехал в Россию со своей семьёй и многочисленной свитой царь Арчил, который искал убежище от преследования турецкого султана и персидского шаха. С этого времени начинаются переговоры между закавказскими правителями (Грузии и Армении) о желании значительной части населения грузин и армян переселиться в Россию. В 1722 году по указу Петра I была основана у устья р. Аграхань крепость Святой Крест. Сюда были переведены 1000 семей донских казаков и образовано Аграханское казачье войско. В 1724 году у крепости поселились 450 грузинских и армянских семей. Местность для крепости была выбрана неудачно, так как значительную её часть составляли болота и камыши. Среди казаков, переведённых с Дона, начались болезни, сопровождаемые большим количеством смертей.
По указу императрицы Анны Иоанновны крепость в 1735 г. была снесена, а население переведено в новую цитадель - Кизляр. Здесь было сформировано, наряду с Кизлярским казачьим войском, Терско-семейное казачье войско. Оно размещалось не только в Кизляре, но и в близлежащих станицах: Бороздинской, Дубовской, Каргалинской. Сюда же, под прикрытие казаков, перебрались грузины и армяне. Со временем грузины основали новое поселение и назвали его Сасоплы. Многие жители этого поселения захотели стать казаками. Их желание было удовлетворено, и поселение стало именоваться станицей Александро-Невской. В конце XIX века здесь насчитывалось свыше 120 дворов - поровну терских и грузинских казаков. По образу жизни грузины нисколько не отличались от родовых казаков. Грузины-казаки так же проходили в полку строевую службу четыре года, а затем дослуживали 21 год в станице. Многолетняя казацкая жизнь выработала из них особый казацкий тип, так что грузина от родового казака уже нельзя было отличить. В свободное от службы время они занимались скотоводством, хлебопашеством, виноградарством, виноделием. Грузинки также не отличались от казачек, как в одежде, так и внешне.
Часть грузин и армян со временем переселилась выше по Тереку, основав станицу Сарапани (н/в станица Шелкозаводская). Здесь был построен армянином Хастатовым шёлковый завод, который давал по шесть пудов тутовых коконов.
Прошло полтора века, и уже чисто грузинских фамилий среди этих казаков практически не встречалось; все они превратились в русские: Отиношвили стали Отиновыми, Шеншелишвили – Шеншиновыми, Китранишвили – Китраниными, а также Дубинковы, Карины, Дмитриевы, Бибилуровы и др., хотя встречались и чисто грузинские: Ломидзе, Алмадзе, Битадзе, Зедгенидзе, Суфрадзе.
Вместе с грузинами в казачьи общества вступали и армяне. Но их было гораздо меньше. Армяне в большинстве своём занимались торговлей. Для жизни и хозяйственной деятельности казаков торговля и снабжение армянами были крайне необходимыми, так как они большую часть своей жизни проводили на воинской службе.
Как казаки-грузины, так и армяне со временем становились видными офицерами, командирами не только казачьих, но и воинских подразделений.
Так, после окончания Ставропольского казачьего юнкерского училища грузины: Иван и Александр Чхеидзе, Пётр Орбелиани, Давид Бебутов, Давид и Семён Эристовы; армяне Николай Тер-Асатуров, Павел Мелик-Шахназаров стали видными командирами казачьих сотен, полков. Многие инородцы становились видными государственными деятелями и наказными атаманами казачьих войск.
Пожалуй, самый весомый вклад в жизнь российского казачества и в целом Российской империи внёс Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. Он родился в 1825 году в армянской семье. Его предки с XVI века владели городом Лори. Один из его предков, Назар Лорис-Меликов, вынужден был принять ислам. Позднее его потомки вернулись в лоно Армянской церкви и были наследственными приставами и князьями Лорийской степи. Лорис-Мелики входили в состав высшего грузинского дворянства и были внесены в VI часть родословной книги Тифлисской губернии. Отец Михаила жил в Тифлисе, вёл довольно значительную торговлю не только в России, но и за рубежом.
В 1836 году Лорис-Меликов М.Т. был определён в Московский Лазаревский институт восточных языков; с 1841 года учился в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге (Николаевское кавалерийское училище).
В 1847 году с чином поручика по особым поручениям состоял при главнокомандующем Кавказским корпусом князе Воронцове М.С. В том же году принимал участие в действиях русских войск в Малой Чечне. За проявленную храбрость и боевые способности награждён орденом св. Анны 4-й степени и золотой саблей с надписью «За храбрость».
В 1848 г. проявил героизм при взятии аула Гергебиль и был произведён за отличие в штабс-ротмистры. В 1851 году участвовал в большой зимней экспедиции на левом фланге Кавказской линии. В августе 1855 года М.Т. Лорис-Медликов был назначен состоящим по особым поручениям при новом главнокомандующем графе Н. Н. Муравьёве, командуя охотниками. После взятия Карса он был назначен начальником Карской области. В 1856 году Лорис-Меликов был произведён в генерал-майоры, а в 1858 году назначен начальником войск в Абхазии и инспектором линейных батальонов Кутаисского генерал-губернаторства. В 1859 году был командирован в Турцию для переговоров о принятии в пределы азиатской Турции горцев-переселенцев из Терской области. Эту миссию он успешно выполнил. Вскоре получил новое назначение - стал военным начальником Южного Дагестана и дербентским градоначальником.
В марте 1863 года был назначен начальником Терской области, командующим расположенными в ней войсками и наказным атаманом Терского казачьего войска. 17 апреля того же года произведён в генерал-лейтенанты.
Свыше 10 лет он исполнял эти обязанности и значительную часть своей деятельности обращал на внедрение порядка и спокойствия в среде горского населения области, продолжавшего ещё волноваться после недавнего покорения Кавказа. При этом попытки к открытым выступлениям против власти были очень скоро им прекращены. Помимо этого, за время его правления были освобождены от крепостной зависимости многие горцы Терской области, находившиеся во власти владетельных князей и других лиц, и вместе с тем разрешены многие сословные поземельные вопросы. Им было значительно увеличено число учебных заведений, причём М.Т. Лорис-Меликов на свои средства учредил ремесленное училище во Владикавказе.
10 августа 1865 года ему пожалован чин генерал-адъютанта, 17 апреля 1875 года он зачислен в Терское казачье войско с пожалованным званием «генерал от кавалерии» (самый высший казачий чин. – Авт.). Принимал самое активное участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., командовал корпусом. Под его командованием одержано несколько важных побед; взяты Карс и Эрзерум, которые позволили в скором времени заключить мир с Турцией. Именным Высочайшим указом от 17 апреля 1878 года командовавший действующим корпусом Кавказской армии, генерал-адъютант, генерал от кавалерии Михаил Тариэлович Лорис-Меликов был возведён в графское достоинство Российской империи.
С появлением в следующем 1879 году чумы в Ветлянке (Самарской губернии) Лорис-Меликов был назначен временным Астраханским, Саратовским и Самарским генерал-губернатором, с почти неограниченными полномочиями для борьбы с этоЙ опасной болезнью. И здесь Лорис-Меликов проявил свои незаурядные административные качества. Чума была укрощена.
7 апреля 1879 года был назначен временным генерал-губернатором Харьковской губернии и командующим войсками Харьковского военного округа. Исполняя обязанности харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов заслужил уважение харьковчан тем, что не прибегал к огульным репрессиям. В феврале 1880 года назначен Главным начальником Верховной распорядительной комиссии, которая была наделена обширными полномочиями; с 3 марта - временным начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
В целях сосредоточения в одних руках высшего заведования всеми органами, призванными к охранению государственного спокойствия, предложил упразднить III Отделение и передать все его дела и функции во вновь учрежденный Департамент полиции при Министерстве внутренних дел.
6 августа 1880 г. был назначен министром внутренних дел. В этом году предложил императору программу усовершенствования административной системы государства и изменения социально-экономической политики. Она была одобрена государем. После покушения на императора Александра II М.Т. Лорис-Меликов вышел в отставку и уехал за границу во Францию (в Ниццу) на лечение.
Скончался 12 декабря 1888 года в Ницце. Тело его было привезено в Тифлис, где и погребено в армянском Ванкском соборе. После разрушения этого собора в 1957 году прах Лорис-Меликова М.Т. и надгробие были перенесены во двор армянского собора Святого Георгия на Мейдане.
Атаманами Терского и Кубанского казачьих войск назначались и греки.
Христофор Егорович (правильно Георгиевич) Попандопуло [02.04 (20.03) 1802 сел. Карасу-Базар (в Крыму) – 01.02. (20.01)1893 Ставрополь] первый наказной атаман ТКВ. Родился в дворянской греческой семье (выходец из знаменитого рода Демипианов). Окончил Орловское кадетское училище и зачислен в Ряжский полк, дислоцировавшийся в крепости Преградный стан, переведён в Крымский пехотный полк (1823), участвовал в штурме крепости Анапа (1829), служил в Тенгинском полку со штабом в станице Темнолесской. Принимал участие в походах против горцев. Майор (1842), адъютант для особых поручений в штабе командующего Кавказской линии. Подполковник(1844), командир 4-го батальона 1-й бригады Кавказского линейного казачьего войска (КЛКВ) (1846), полковник (1855), командир бригады КЛКВ, начальник штаба КЛКВ (1857-1859), генерал-майор (1859), начальник Терской области и наказной атаман ТКВ (1860). Произведён в генерал-лейтенанты (1865). В этом году вышел в отставку. Проживал в г. Ставрополе, являлся членом дворянского общества Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей. Похоронен Попандопуло Х.Е. на Успенском кладбище г. Ставрополя.
Михаил Аргирьевич Цакни был назначен наказным атаманом Кубанского казачьего войска 3 февраля 1869 г. Он происходил из дворян Таврической губернии, службу начал в 1834 г. унтер-офицером в Нашенбургском пехотном полку, после расформирования которого служил в черноморских батальонах, а с 1850 г. штаб-офицером для особых поручений при начальнике Черноморской береговой линии... В 1861 г. М. А. Цакни - начальник штаба Кубанского казачьего войска, через год он становится помощником генерал-интенданта Кавказской армии, в 1865 г. - помощником начальника Кубанской области, а в 1870 году становится наказным атаманом Кубанского казачьего войска.
В период его атаманства в 1870 г. было введено «Положение об общественном управлении в казачьих войсках», начаты первые работы по размежеванию земель и установлены формы земельной собственности, просуществовавшие до 1917 г. М.А. Цакни принимал также участие в составлении положения об освобождении зависимых сословий в горских обществах Кубанской области. Большую часть своих наград он получил именно за боевые заслуги.
Огромной заслугой казаков является то, что они, придя на Кавказ, смогли передать свои лучшие традиции хозяйствования, культуры северокавказским народам и глубоко воспринять лучшие черты их инородной жизни. Всё это позволило им не только жить в мире и дружбе, но и создавать совместные семьи. Роль казачества и кавказских народов в многовековой совместной жизни населения Юга России многогранна и многозначительна. Её необходимо изучать, популяризировать и стараться различными способами передавать молодому поколению.
Петр ФЕДОСОВ,
кандидат исторических наук.
(Продолжение следует.)