Каждый раз — через душу, через сердце
Наталья Ардалина19 октября свой профессиональный праздник отмечают следователи-криминалисты. В этот день в 1954 году генеральный прокурор СССР Роман Руденко направил всем регионам страны указание о создании службы прокуроров-криминалистов. За прошедшие почти 60 лет сотрудники службы успели перейти из одного ведомства в другое, раскрыли огромное количество преступлений. Сегодня у них на вооружении есть специальная техника, но главным, как и прежде, остается человеческий фактор: от того, насколько внимательно и грамотно криминалист проведет осмотр места происшествия, во многом в дальнейшем будет зависеть судьба уголовного дела.
Вячеслав Ломов - один из опытнейших следователей-криминалистов в краевом управлении Следственного комитета России. За его плечами 16 лет непростой работы в органах следствия. Вячеславу Анатольевичу довелось работать над раскрытием самых сложных, самых серьезных преступлений. Среди них — известное дело пасечника. В 2002 году на территории Александровского района была совершена серия убийств, которые долгое время оставались нераскрытыми. Неизвестный убил нескольких коммерсантов, покушался на сотрудника полиции. Когда оперативным путем вышли на след преступника и начали проводить обыск в его доме, оказалось, что на территории находится огромное количество ульев с пчелами. Стоял жаркий май, и проснувшиеся после зимы пчелы были особенно злыми. Вячеславу Ломову пришлось лично вскрывать и осматривать ульи. В одном из них он и обнаружил орудие убийства. Пасечник знал, куда прятать оружие: пистолет был полностью облеплен пчелиными сотами, и заметить его было очень непросто. Позже на территории домовладения нашли приборы для бесшумной стрельбы, а в нескольких километрах от дома — закопанный автомат. Пасечник все время пытался «уйти в отказ»: говорил, что пистолет ему подбросил следователь, который вскрывал ульи, что автомат закопал вообще неизвестно кто. Однако отрицать очевидное не было смысла: в первом случае пистолет пролежал так долго, что стал домом для пчел, а автомат и вовсе был завернут в халат самого пасечника.
Как выяснилось, мужчина незадолго до этого потерял сына. Молодой человек, вернувшись из мест лишения свободы, решил наладить свою жизнь опять не самым законным путем, попытался стать криминальным авторитетом в районе. Однако уже имеющимся «авторитетам» эта идея не понравилась. Парня сильно избили и бросили умирать. Тех, кто это сделал, нашли быстро, осудили. Но отец решил, что осудили не тех, и вышел на «тропу войны». Он убил предпринимателей, которые, по его мнению, были причастны к смерти сына. И, видимо, вошел во вкус. Сотрудника ГАИ, который оштрафовал пасечника за нарушение правил дорожного движения, мужчина увидел через окно и, недолго думая, выстрелил в него, несмотря даже на то, что рядом бегали дети. К счастью, никто из малышей не пострадал, а сотрудник милиции получил тяжелое, но не смертельное ранение.
Дело было настолько неочевидным, что расследование длилось несколько лет. Однако в итоге пасечник отправился на длительный срок в тюрьму.
Кроме того, в служебные обязанности Вячеслава Ломова входит обучение молодых следователей. «Первое, чему я учу ребят, - рассказывает Вячеслав Анатольевич, - это, если человек пришел, то должен как-то и уйти, так как летать мы еще не научились. Значит, преступник в любом случае должен был оставить следы, наша задача — их найти. Преступлений без улик не бывает, бывает, что их не находят». Недавний пример: в этом году в День Победы в одном из районов края произошло убийство пожилого человека. При первоначальном осмотре места происшествия группа ничего не нашла, абсолютно никаких следов преступника. Через несколько дней, уже после того, как дедушку похоронили, туда приехал Ломов. Предварительно он внимательно изучил дело, прочитал протоколы осмотров, выяснил, откуда преступник вытаскивал похищенные вещи. Ему пришлось буквально облазить весь дом, и старания не пропали даром: на внутренней дверце шифоньера, из которого вытаскивали ценности, следователь обнаружил кровавый след с отпечатками пальцев убийцы.
В своей работе криминалисты сегодня используют немало специальной техники из совершенно иных сфер, зачастую приспособленной для расследования преступлений. Например, георадар — прибор, определяющий, что находится под поверхностью земли. Его используют и геологи, и археологи. А сотрудники силовых ведомств с его помощью находили в крае схроны с оружием и боеприпасами, тела давно пропавших без вести людей. Есть еще такая интересная штука, как нелинейный эхолокатор, с помощью которого можно обнаружить любое электронное устройство, вплоть до разломанной на кусочки сим-карты из телефона. Именно с использованием этого прибора было раскрыто убийство, после которого преступник отобрал у жертвы телефон и выбросил его в поле. Телефон несколько раз побывал под жерновами комбайнов, однако его удалось найти и приложить к делу в качестве одной из улик.
Криминалисты используют многие достижения современной технической мысли: так, к примеру, 3D-панорамная съемка позволяет тщательно изучить место происшествия, не выходя из кабинета, циан-акрилатная камера с легкостью выявляет мельчайшие потожировые следы на предметах, прибор для обнаружения скрытых видеокамер позволяет установить случайно записанные кадры с места происшествия.
Но всегда главным остается тот самый человеческий фактор: никакая техника не поможет, если сам криминалист не сделает свою работу на высшем уровне. Особенно когда речь идет о преступлениях, совершенных в отношении детей. Вячеслав Ломов работал над раскрытием одного жестокого убийства, совершенного на улице Тельмана краевого центра. Там жила довольно обеспеченная семья стоматолога. Два отморозка — иначе не назовешь - пришли в тот день, когда глава семейства был в командировке за пределами края. Они связали глухонемую мать и двоих детей, 9 и 11 лет. Всех троих долго пытали, а потом зарезали. На преступников вышли после того, как любовница одного из них вставила в украденный телефон свою сим-карту. А потом в машине убийцы нашли сумку, внутри которой была собачья шерсть. И хотя мужчина утверждал, что это его сумка, эксперт установил, что это шерсть шарпея, который жил в семье стоматолога.
В этой профессии не остаются люди со слабыми нервами. Но и в профессиональный цинизм уходить тоже не получается. «Что бы кто ни говорил, но каждый раз все это проходит через душу, через сердце, - рассказывает Вячеслав Ломов. - Со временем острота чувств немного стирается, но все равно я помню каждое уголовное дело, над которым работал».