Кем прирастёт наука России?
В начале XX века соотношение населения, занятого в сельском хозяйстве, в промышленности и совокупно в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры, в развитых странах мира характеризовалось как 90:9:1. В настоящее время это соотношение изменилось и приближается к 2:8:90. На фоне значительно возросшего количества работников обслуживания, образования, медицины и культуры заметно выделяется темпами роста слой населения, занятого в сфере научной деятельности как теоретического, так и прикладного инженерно-технического характера.
На 1998 год в США в сфере научных исследований было занято до 12 млн человек, что составляет около 6% всего населения страны. Это — убедительная иллюстрация одной из характерных особенностей социального развития нашего времени.
Отбор и воспитание молодежи для творческой научной работы является фундаментом успешного научно-технического развития. В современной России в связи с выездом за рубеж значительной части наиболее квалифицированных ученых эта проблема приобрела особую актуальность.
Творческие способности человека, как правило, формируются рано, их можно выявить и развить уже в средней школе, окончательно их качество и направление определяются обычно к 18 годам. Поэтому высшее образование, которое начинается с этого возраста, в определенной мере носит надстроечный характер, его влияние на формирование будущего ученого, по крайней мере, не носит первостепенного характера.
Следовательно, количественное увеличение потенциальных ученых возможно только при целенаправленной работе педагогических коллективов школ, включающей раннюю диагностику одарённости, профориентационную и специализированную учебную работу. Перед школой в этом плане стоят две задачи: ранняя ориентация учащихся на профессию ученого-исследователя и непосредственная работа по формированию у них особого, «исследовательского образа мышления».
Научно-исследовательская работа школьников (НИРШ) имеет давнюю историю, к настоящему времени накоплен богатый практический и теоретический опыт. С каждым годом возрастает количество учащихся, выполняющих творческие работы и участвующих в конкурсах разного уровня. Победителям этих конкурсов предоставляются все более разнообразные и привлекательные меры поощрения. В штат школьной администрации включена должность заместителя директора по научной работе, что значительно расширяет организационный потенциал школы. Имеются административные и общественные структуры государственного и регионального уровней, призванных организовывать и популяризировать научно-исследовательскую работу школьников. Примером краевого масштаба является краевой Центр по работе с одарёнными учащимися «ПОИСК», учащиеся которого традиционно занимают призовые места по физике, информатике и иностранному языку в олимпиадах, конкурсах и научных конференциях всероссийского, международного и краевого уровня. Успешно выступают также члены Малой академии наук при Ставропольском Дворце детского творчества.
Наиболее полно и объективно состояние НИРШ в нашем крае демонстрирует традиционная ежегодная краевая открытая научная конференция школьников, проходящая на базе Ставропольского Дворца детского творчества. В этом году она прошла 18—19 апреля. Экспертами рассмотрено около 400 работ, 360 из них приняты и распределены по 18 секциям.
Детальный анализ содержания работ будет проведён позже. Но уже беглый анализ перечня присланных работ показывает, что учащиеся предпочитают гуманитарные науки точным (2,5:1), физика и математика занимают вместе менее 7%, инженерно-техническое творчество — около 4%.
Сравнение с предыдущими годами показывает, что какого-либо прорыва в количестве, тематике и содержании научных работ нет. Темпы развития этой работы среди школьной молодежи представляются неоправданно низкими, качество многих из представляемых школьниками работ — удручающим, а их оценки рецензентами и членами жюри — снисходительными.
Анализ ситуации показывает, что назрела необходимость принятия комплекса специальных мер, направленных на существенное изменение в работе с одарёнными детьми, особенно с потенциальными учёными, инженерами, конструкторами. Сделать реально выполнимыми городские и краевые программы работы с одарёнными школьниками. Поддержать имеющиеся образовательные учреждения соответствующего назначения. Увеличить долю учреждений дополнительного образования учащихся с имеющихся 2 до 10 процентов. Для начала считаю целесообразным провести (в форме «круглого стола») совещание заинтересованных лиц и организаций как от педагогического, так и от бизнес-сообщества.
Станислав Козлов, к. ф.-м. н., доцент.