Клещей давят и… умирают
Лариса ДенежнаяВ крае уже умерли от крымской геморрагической лихорадки четыре человека из 43 заболевших в нынешнем эпидсезоне. Считай, каждый десятый. Ситуация чрезвычайная. О том, как ее выправить в кратчайшие сроки, обсуждали в правительстве края на внеплановом заседании межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии (СПЭК). Вел его заместитель председателя ПСК Николай Пальцев.
Заседание было экстренным. Даже его повестку корректировали в последний момент. Что касается подготовки докладов, на это выступающим особо времени не понадобилось – ситуация и так ясна. Еженедельно все ведомства – и ветеринарная служба, и минздрав края, и Роспотребнадзор проводят мониторинг: число укушенных клещом больных, получивших профилактическое лечение, а также количество поголовья сельхозживотных, прошедших акарицидную обработку, и пр.
Открывая заседание, Николай Пальцев сообщил: глава края Валерий Гаевский принял распоряжение о выделении 8 млн 100 тысяч рублей из резервного фонда губернатора для экстренных мероприятий. Теперь главная задача – быстрее использовать эти средства. Задействовать весь комплекс мер для стабилизации ситуации, чтобы остановить рост заболеваемости крымской геморрагической лихорадкой и траурный счет умерших от КГЛ. Повысить ответственность властных структур, госучреждений и ведомств за разъяснительную работу среди населения края в плане предупреждения заболевания этой особо опасной инфекцией.
Н. Пальцев заметил, что, несмотря на выпущенные листовки, выступления СМИ, предупреждения о соблюдении личной безопасности, люди снимают клещей голыми руками, давят и умирают. В общем, проявляют верх беспечности и безответственности.
Выступавшие подтвердили: да, листовки распространяются сотнями тысяч экземпляров, медики используют даже сельские сходы для разъяснительной работы – а результат неутешительный. Н.Пальцев заметил: нужно за участковыми врачами закрепить улицы, зайти в каждый двор. Нужна массированная агрессивная информационная политика.
То, что эпидситуация по КГЛ крайне обострилась, говорили все докладчики. По сообщению заместителя руководителя краевой службы Роспотребнадзора И. Ковальчук, только укушенных клещом – потенциальным переносчиком вируса КГЛ - в нынешнем году уже более семи тысяч, среди них – треть детей. Заболевание протекает в тяжелых формах. На лечение идут большие средства – от 60 до 100 тысяч рублей на одного больного.
Медики прилагают все усилия, чтобы спасти людей. Есть резерв коек, неснижаемый запас противовирусных лекарств. Компоненты и препараты крови поставляет краевая станция переливания крови, активно привлекая доноров. Как заметила министр здравоохранения Татьяна Коробова, каждый летальный случай подробно разбирается с привлечением ученых медакадемии. Но именно человеческий фактор сводит на нет работу медиков. Показателен случай в Георгиевском районе. Женщина доила корову с использованием средств индивидуальной защиты. А когда принимала роды у животного, забыла об осторожности и не уберегла себя.
Но если в апреле - мае девяносто процентов случаев заражения были связаны с уходом за сельхозживотными, то в июне в группу риска вошли отдыхающие на природе и те, кто работает в полевых условиях. От укусов инфицированных клещей пострадали и горожане, выезжавшие в «лихорадящие» территории. Житель Невинномысска заразился в Кочубеевском районе, а ставрополец – в Грачевском.
Николай Пальцев, слушая докладчиков, выяснял «уязвимые места». В крае многое делается по борьбе с КГЛ. Отработаны методики лечения, по объему акарицидных обработок скота мы в лидерах по ЮФО. Но почему у наших соседей – в Волгоградской, Астраханской областях, Калмыкии - снизилась заболеваемость, а у нас – наоборот?
Одна за другой высвечивались проблемы. Основной резервуар инфекции – пастбища, населенные несметным количеством «заразных» клещей. Отсюда этих кровососущих выносят животные. И. Ковальчук предложила направить выделенные средства на обработку пастбищ в особо неблагополучных восточных районах и населенных пунктах, на всех не хватит. Это снизит количество клещей уже в этом году и даст «задел» на следующий, поскольку погубит новое их потомство, пребывающее пока в стадии личинок.
Говорили о «частниках», игнорирующих акарицидные обработки овец, чтобы не пострадало качество шерсти во время стрижки. Об отсутствии специальных мест для обработки скота в муниципальных образованиях, поэтому ветеринарам приходится ходить по дворам. Предлагали ускорить принятие краевой целевой программы по борьбе с КГЛ. Как прозвучало, сейчас прорабатывается вопрос об изменении краевой законодательной базы, которая позволит передать полномочия, а значит, и средства на мероприятия по обработке пастбищ и пр. муниципальным образованиям.
Н. Пальцев призвал оставшиеся два месяца быть максимально бдительными и организованными. А для принятия мер по стабилизации эпидситуации отвели минимальный срок - 7 – 10 дней.