Когда исчезнут газеты?
Станислав Маслаков28 декабря 2037 года, примерно в 16:20. Так считает медиа-аналитик Андрей Мирошниченко. А вот единственный в России магистр мультимедиа журналистики Оксана Силантьева с ним не согласна. А ещё добрый десяток звёзд первой величины в мире пиара и брендинга имеет своё мнение по этому и другим вопросам нашего бытия. Все они собрались в Ростове на ежегодный профессиональный форум специалистов в области маркетинговых и социальных коммуникаций «Дни PR на Юге». В этот раз его главной темой стало появление нового поколения людей — Digital Sapiens.
Собственно, если и были недостатки у форума, то только в этом. Каждый из спикеров сам по себе представляет такую величину, что мог бы неделями делиться своим опытом и философией. А тут целую гору специалистов «упаковали» в два дня. Поэтому обсуждение прошло «по вершкам», и если иногда уходило слишком далеко в смысловые дебри, то быстро возвращалось модераторами к основной теме.
Но вернёмся к газетам. Андрей Мирошниченко взял эту дату не случайно. Он пришёл к справедливому выводу, что последнее поколение, читающее бумажные газеты, родилось до Московской Олимпиады 1980 года. Вернее, читают-то и более молодые. Но именно культура регулярного приобретения, выписывания, исследования каждого номера от шапки до выходных данных - она всё же осталась уделом граждан советской закалки. Что интересно, массовая аудитория телевидения и радио осталась тоже где-то там. Молодёжь, во всяком случае, наиболее активная её часть, ушла в Интернет. А уж те, кто родился в девяностые, - совсем новый подвид людей, из Мировой паутины и не вылезавшие Digital Sapiens.
Итак, берём 1980 год, прибавляем среднюю продолжительность жизни мужчин в стране, получаем 2037. К 28 декабря последний редактор последней газеты выполнит свои последние обязательства перед последними читателями и рекламодателями… А потом он тоже уйдёт в Сеть.
Впрочем, хоронили у нас в своё время и театр, и кино, и много ещё что. Но прогресс тем и хорош, что не уничтожает старое, а расширяет возможности. Вот и газета - это ведь не просто несколько листов бумаги. И от того, что они частично уйдут в Интернет, они не исчезнут. Наоборот, новая среда предоставляет фантастические возможности. Благодаря блогам и социальным сетям каждый житель планеты может стать журналистом и редактором. Официальная пропаганда и цензура теряют всякий смысл - в Сети любая ложь раскрывается молниеносно, а всё, что недосказано в статье, допишут в комментариях. А благодаря массовому распространению современной техники каждый может не только написать, но и снять фото и видео.
Разумеется, не просто так нам эта свобода «дадена». Старшее поколение ужасается тому, как молодёжь в прямом смысле переселяется в Сеть и не способна жить в реальном мире. А маленькие дети, которые пытаются двумя пальчиками увеличить настоящую картинку так, как это делается с изображением на каком-нибудь «Айфоне», уже стали притчей во языцех. Даже у моего поколения, зажатого между «старой гвардией» и Digital Sapiens, уже не просто новые навыки и возможности. Учёные говорят, что даже мелкая моторика у нас совершенно иная, чем была у людей полвека назад. Не говоря уже о «виртуализации» мышления, совершенно иных категориях личного пространства и невероятных объёмах ежедневно потребляемой информации. Можно сколь угодно сетовать, что мы лишены навыков личного знакомства, говорим обрывками фраз, имеем «клиповое» сознание. Но это - данность. Разумеется, некоторое количество цифровых луддитов и толстовцев останется. Но человечество уходит в Сеть, и собирается жить там по новым законам, хотим мы того или нет.
Так что слухи о нашей смерти преждевременны. Но меняться придётся всем, чтобы идти в ногу со временем. О том, как именно это делать, и говорили участники форума. Учёные-социологи делились результатами новейших исследований. Специалисты в сфере брендинга и маркетинга рассказывали, что происходит в современном медиа-бизнесе. А практики приводили конкретные примеры - успешные и не очень - того, как всё это применяется в жизни.
Главное, что признали все участники, - старые методы уже не работают. Изменились возможности, сами люди. Сейчас доброе слово важнее денег, а доверие становится более могучей силой, чем связи и административный ресурс. Простая человеческая благодарность ценится больше, чем купленные рейтинги. Разумеется, из всего этого современные пиарщики и маркетологи тоже умудряются извлекать прибыль. Но вряд ли мы вправе их за это осуждать - работа такая.
P. S. Выражаем благодарность компании «Амвэй» за предоставленную возможность участия в форуме.