КОГДА МЕНЯТЬ СПЕЦЖИДКОСТЬ В «АВТОМАТЕ»
Владислав Секачев— У хорошего знакомого купил «Тойоту Короллу», 1995 г., с пробегом 197 тыс. км. Он сам менял спецжидкость в АКПП перед продажей и залил около трех литров. Я проехал на машине всего 12 тыс. км. Но в последнее время слышу небольшие удары при переключении передач, увеличился расход топлива. Пишут, что обычно спецжидкость меняют через 40 тыс. км. Получается, еще рано. Значит, «автомат» пора ремонтировать?
Николай Д.
— Вы, как и большинство, подходите к АКПП с логикой, приемлемой только для «механики». Смазку для автоматической трансмиссии (ATF) называют спецжидкостью из-за многих специфических особенностей, которых обычные масла не имеют.
Одна из них в том, что при большой нагрузке спецжидкость «автомата» умирает в 30—50 раз быстрее, чем при средней. АКПП сильно нагревается, и ATF умеет хорошо ее охлаждать, но и сама боится температуры. Ее увеличение всего на 100ОС вдвое сокращает жизнь спецжидкости. АКПП перегревается из-за пробуксовок, увеличения груза, буксировки с заглушенным двигателем, изношенной или некачественной ATF. При пробеге более 100 тыс. км спецжидкость меняют в полтора раза чаще, а в возрасте вашей машины – вдвое чаще. Износ повышает нагрев и разрыв молекулярных цепочек смазки.
Из вашего письма также следует, что АТF менялась не полностью, а частично, т.к. полный заправочный объем вашей коробки почти семь литров, а у вас поменяли ее только в картере «автомата». При частичной замене ее ресурс сокращается в 1,5 - 5 раз, даже если в несколько приемов залить туда не три, а 8 - 12 литров. Для полноценной жизни «автомата» АТF меняют на специальной установке.
О необходимости замены лучше всего скажет цвет спецжидкости. Темный – пора менять. Черный – нельзя медлить с заменой. Но цвет определяют не по щупу, а хотя бы в объеме маленького шприца. Масляная пленка АТF слишком тонкая, и грязи на ней не видно. Если не медлить с квалифицированной заменой, ремонта вашего «автомата», вероятнее всего, удастся избежать.
С. А. ТОНИН, директор техцентра «САТОН».