Когда мы меняем своё прошлое...
Василий СкакунТы хочешь изменить к лучшему свое будущее - Тогда измени свое настоящее. Ты хочешь изменить к лучшему свое настоящее - Тогда тебе придется отказаться от своего прошлого.
Быть может, кое-кому эта формулировка покажется странной, но тем не менее реальность жизни и возможность ее улучшения как раз и заложены в необходимости, а вернее, понимании того, что, не изменив своего прошлого, мы не способны двигаться вперед.
Конечно, под прошлым надо понимать не ушедшее время, которое не подлежит возврату, но и опыт, приобретенный за прошлые годы. Под прошлым необходимо осознать те привычки и навыки, которые мы приобрели ранее и которые теперь управляют нашими сегодняшними жизнями. Мы, каждый из нас, и являемся заложником черт своего характера, сформированного в былые времена.
А как мы привыкли относиться к своему будущему и как мы его готовим? Как правило, это выражается в планировании накопления некой денежной массы, с помощью которой можно затем приобрести квартиру, машину, мебель и т.д. Знаем мы это или нет, но настоящее будущее (а это, как ты будешь жить в нем) бессознательно готовится в каждом из нас задолго до его проявления.
Многие люди, а их большинство, как правило, смирились с ранее приобретенными чертами характера, даже не догадываясь, как много важного, полезного и необходимого таится еще там, внутри, за стеной случайно приобретенных условностей, которые и перекрыли подступы к энергиям, способным в корне изменить наше настоящее. И это еще не все, как говорится в древних писаниях, рано или поздно нам в конечном счете все придется оставить. После смерти мы можем забрать с собой лишь две вещи: характер и наработанные нами нравственные накопления. Таким образом, наша истинная природа – это наш характер.
И надо честно признаться, что процесс самоулучшения, его еще можно назвать самоочищением, - это самые сложные моменты в жизни каждого человека, потому как вначале необходимо признать, что те привычки и навыки, которыми мы пользовались годами и десятилетиями, не самые лучшие, и что, используя их, пришлось пропустить через себя опыт множества негативных последствий, рожденных именно применением тех самых, как оказалось, не лучших черт своего характера.
Сложность избавления от них сравнима с пересмотром навыков двигательного характера в спортивных дисциплинах. Часто бывает так, что стоит новичка научить некачественным базовым движениям (особенно в сложнокоординационных видах спорта), то в стадиях спортивного совершенствования уже отказаться от них (то есть переучить на более правильный лад) практически невозможно. Это примерно так, как если попытаться человеку, пишущему правой рукой, изменить навык, чтобы он писал левой.
В спорте нужно приложить массу усилий со стороны достойного педагога, могучее желание спортсмена плюс потратить на все невероятно много времени. Трудность изменения техники движения в том, что упражнение, выполняемое в привычном автоматическом режиме, тут же реализуется по-старому, то есть неверно. Правильно в техническом плане оно может демонстрироваться только в иных скоростях и в ручном (сознательном) управлении, а это, в свою очередь, требует особых, уже психических усилий, что тоже довольно сложно.
Мы знаем, что формирование черт характера происходит по известной схеме, ее же можно представить и как наставление:
Будьте осторожны со своими мыслями – они становятся словами.
Будьте осторожны со своими словами – они становятся поступками.
Будьте осторожны со своими поступками – они становятся привычками.
Будьте осторожны со своими привычками – они становятся характером.
Будьте осторожны со своим характером – он становится вашей жизнью.
И если характер формируется так или примерно так, то процесс его преобразования может иметь совсем другую последовательность. Становление характера начинается с мыслей, и их очищение, как оказалось, самый сложный и длительный процесс, можно сказать, заключительная стадия в наведении нравственного порядка в сознании человека. И потому бывает так, что вначале некто начинает замечать за собой чувство стыдливости за свои поступки или реакцию на поведение других людей и пытается впредь ограничить себя от всех этих недостойных деяний. Это когда совесть не утратила своих полномочий. Следующим этапом очистки является контроль за словесным содержанием речи. И, в первую очередь, необходимо освободиться от бранных и непристойных слов, а уж затем от тех высказываний, которые способны обидеть собеседника (даже случайно). Контролировать привычки и навыки проще всего, проверяя, несут ли они в себе позитивную основу или нет. Те, которые со знаком плюс, – оставлять, от минусовых отказываться.
Очищение мыслеобразов и мыслепосылов – это наиболее трудоемкая и трудно управляемая процедура, потому что они не стучатся в дверь и не объясняют цель своего прихода, то есть с чем пришли – со светом или тьмой. И потому необходимо положительным мыслеобразам давать зеленый свет и развивать их проявленность. На мысли негативного толка (они же наведываются, не спрашивая разрешения) стараться не обращать внимания, как на грозовые тучи, чтобы не провоцировать условный дождь.
Мысль не слова, которым довольно просто поставить заслон, и даже не только своим, но и тем, которые могут произноситься в присутствии человека, стремящегося навести порядок в своем сознании. Вот, например, мой личный опыт – когда попадаю в незнакомую компанию, где люди, не стесняясь, выражают себя, используя брань. Говорю: «Друзья, пожалуйста, не применяйте нецензурные выражения». Если к подобной просьбе не прислушиваются, я еще раз повторяю: «Друзья, если хотите, чтобы я остался, пожалуйста, следите за своей речью, в ином случае я покину ваше общество». И если и после этого кто-то из них бранится, я спокойно и вежливо говорю: «До свидания, всего хорошего, я ухожу». Потому как слушать брань, значит - невольно пропускать ее через себя. В чем ее главная отрицательность (я уж не говорю, что используются в извращенной форме самые святые слова) - ученые доказали, что использование нелицеприятной лексики раскручивает личную спираль ДНК человека, что, естественно, чревато множеством отрицательных последствий.
Почему все это может происходить? Обычным людям необходима упорядоченная деятельность – цель и план действий. Если наши разум, ум и чувства не заняты полезной деятельностью, они найдут себе другое занятие (конечно, не самое лучшее, ведь свято место пусто не бывает). Невозможно перестать мыслить, чувствовать и желать, но можно работать над тем, чтобы наши мысли, чувства и желания имели правильное, то есть нравственное, направление. В ведической литературе сказано – оставьте низший вкус ради высшего. Иными словами, направив свое сознание на высшую цель, вы сможете подняться от невежества к знанию.
Невежество, как нетрудно догадаться, это наше вчера, от которого мы решили отказаться. Знание – это наше сегодня, которым мы противостоим своему прошлому. А результатом внедрения знаний будет завтрашняя счастливая жизнь.