Посвящение значимым историческим датам: 160-летию основания Ставропольской губернии и 230-летию Азово-Моздокской оборонительной линии оказало влияние на фестивальную афишу, где народные казачьи песни и танцы профессиональных и самодеятельных коллективов займут особое место в концертных программах.
В течение недели во всех городах и районах для жителей Ставрополья звучит самая разнообразная музыка – классическая, народная, современная во многих жанрах и стилях.
Шесть дней прекрасной музыки подарит нам ежегодный краевой фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья». Открытие фестиваля состоялось в Академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова.
Как всегда, открытие было грандиозным! Прозвучали приветственные слова организаторов и вдохновителей фестиваля, и в зале воцарилась музыка. Симфонический оркестр Государственной Ставропольской краевой филармонии под руководством дирижеров Юрия Каспарова и Андрея Абрамова принял на себя, пожалуй, самый серьезный «удар». Все оперные партии, выступление сводного хора проходили под сопровождением оркестра. Дирижеры в белых смокингах, как маршалы, командовали своим войском, вооруженным скрипками, альтами и виолончелями. И под стать им были певцы. Как приглашенные, так и наши, родные, дарящие нам многие годы свое искусство и свою любовь. Понятно, что и публика отвечала такой же горячей любовью. Да и как можно иначе, если на сцене выступает народная артистка Российской Федерации Ольга Мещерякова? Изумительное сопрано для не менее изумительной «Тарантеллы». Тарантеллу, собственно, и классикой нельзя назвать. Обычная легкая итальянская народная песенка. Ну и исполнила ее певица так, что кто-то в зале, не выдержав, начал притоптывать ногами в такт. А потом – овации и крики «Браво!». Еще минуту, и, наверное, россияне так бы и затанцевали «итальянскую польку»!
ЕГО ЗЕМФИРА...
Бас-баритон – редчайший голос. Ну, понятно же: есть бас и есть баритон. А вот как раз «между»... Поверьте, это сложно. Тем более приятно и замечательно, что этим уникальным тембром голоса обладает наш земляк Александр Вечеркин. А еще Александр - мастер перевоплощения. Когда-то опера Сергея Рахманинова была едва ли не под запретом. Уж больно трагичными явились там образы главных героев Алеко и Земфиры. Да еще и композитор написал ее в весьма юном возрасте. Да еще (что особо потом удивляло наиболее непримиримых критиков) композитор представил ее как дипломную работу, выпускаясь из консерватории в 19 лет! Где те критики теперь? А Алеко живет. И ревнует свою Земфиру, и страдает, и мучается от своей ревности... А с ним и мы, слушая, как певец Александр Вечеркин доносит зрителю трагедию юного влюбленного: «И что ж... Земфира неверна?.. Моя Земфира...»
НАША САМАЯ КРАСИВАЯ
Рассказывать в Ставрополе о певице Ирине Белой, наверное, бессмысленно. Лауреат Всероссийского и Международного конкурсов, чистейшее сопрано, наша Ирина всегда прекрасна. На открытии фестиваля она исполнила, пожалуй, самую сложную из известных женских партий - каватину Нормы из оперы Винченцо Беллини «Норма». «Норму» считают драмой. Соблазненная и покинутая женщина, но не сломленная, она знает, что ее участь – костер. И восходит на него!.. И когда идет по лестнице, зная, что ее сейчас охватит очищающее и спасительное пламя, – она светится изнутри, она не плачет, она ждет... Вот такую историю рассказала нам артистка. И когда ее хрустальный голос, дрожа, как бы исчезал куда-то, честное слово, было боязно услышать какой-либо посторонний звук: а вдруг испугаем, а вдруг нарушим эту угасающую мелодию разрушенного счастья, разбитых надежд?.. Последние аккорды, тишина... За моей спиной тихо всхлипывает зрительница... И совершенно оглушительные аплодисменты! Спасибо.
СЕЛЬСКАЯ
ЧЕСТЬ КСЕНИИ
Наши гости, конечно же , были восхитительны! Ксения Вязникова, божественное меццо-сопрано. Солистка Венской и «Геликон» оперы, лауреат международных конкурсов, дипломант конкурса «Новые имена России». Слово «новые» можно было бы исключить: Ксения - весьма заметная фигура в оперном искусстве. На открытии фестиваля она представила публике песню Сантуццы из оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь». Надо отдать должное артистке: «Сельская честь» - произведение, что называется, на любителя. Композитор Масканьи в свое время открыл новое течение в оперном искусстве: веризм. Что значит «абсолютная правдивость». Сюжеты он брал, как сейчас бы сказали, из жизни, причем из криминальной ее части. Крестьяне, бароны, принцы и рыбаки, цыгане и контрабандисты – все, кто так или иначе прогремел на юге Италии ХХ века, становились героями его опер. «Сельская честь» не исключение. Устами сына трактирщицы Туридду и его диковинной любовницы Сантуццы рассказана романтическая мелодрама, в которой любили, страдали и умирали короли и королевы... Самое странное, что опера эта лишена невероятности и весьма правдива. Весь этот блеск и открыла для нашей публики прекрасная Ксения Вязникова. Ее голос, нечто среднее между сопрано и контральто, звучал, наполненный до краев южной итальянской экспрессией. И, казалось, что отблеск бриллиантовых игл изысканных украшений только подчеркивает всю глубину голоса неизвестной нам Сантуццы. Жаль, что не получается у нас показать всю оперу на наших театральных подмостках. Ну и «растанцевался» зал при исполнении песни из «Сорочинской ярмарки»! Пританцовывал даже дирижер! Да он просто не мог иначе, потому что был вовлечен в вихрь хуторских ярмарочных страстей! На последних аккордах Ксения (эх!) и прямо кулачком по спине смеющегося дирижера! Но Юрий Каспаров вовсе не обиделся, он, как рыцарь, одарил поцелуем эту милую ручку!
ЗАСТОЛЬНАЯ
Надо отметить, что мужские голоса тоже не отставали. Ярким примером явился нам Сергей Скороходов, солист Мариинского и Большого театров, Дрезденской оперы, заслуженный артист России. Сергей лирик, его выразительный тенор, богатый красками, конечно же, выделяется на фоне других певцов. Что не помешало ему исполнить известную «Застольную» из «Травиаты»! Зал рисковал обрушиться, с таким энтузиазмом приняла публика солиста. А уж когда он составил дуэт Ирине Белой – тут вообще восторгам не было предела! Красивая, бесподобно красивая пара!
КУДА ЖЕРМОН УПРЯТАЛ ГОЛОС?
Так же тепло зрители приняли и заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов, солиста оперных театров Италии и Испании Григория Осипова. Ария Жермона из «Травиаты» исполнялась так филигранно, что даже мы, зрители, не знающие итальянского, вполне могли услышать знакомые слова... Очень красивый, благородный, как бы сказали раньше, «породистый» артист. Вот смотришь на сцену и удивляешься: ну где, где же прячется голос?! А когда Григорий Осипов исполнял арию Нерона «Пою тебе, о Гименей!», публика хлопала и в начале арии, и в середине, и, конечно же, на последних тактах... Достойно и очень-очень здорово слышать голоса, давно покорившие мир!
ИОАННА - ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА
Ну и, конечно же, певица сопрано из Большого театра России Марина Лапина. Как считают специалисты-музыковеды, в последние годы существуют только два великолепных сопрано: Монтсеррат Кабалье и теперь вот наша Марина Лапина. Ария
Иоанны из оперы П. И. Чайковского «Орлеанская дева» звучала так проникновенно... Кстати, именно эту оперу считают «толчковой» в эмансипации женщин! Экзальтированные дамы падали в обморок прямо в оперных рядах, слушая, как Иоанна-Жанна идет на казнь! «Мой час настал! Должна повиноваться я небесному явленью... Но отчего закрался в сердце страх?» А потом – прощайте, луга и поля, прощайте и здравствуйте, небеса. Труба судьбы толкает на костер... И долго еще стояла тишина: зритель ждал, что вот-вот, и хоть что-то светлое заставит высохнуть слезы. Нет... Овации, поклон, цветы.
ТАНКИСТ
И СКРИПКА
А вот и «Зима» пришла. Вернее, на сцену вышел великолепный скрипач Вардан Маркос. Красив, чего уж там! Весь такой импозантный и чем-то «портретно» отдаленно напоминающий Паганини. Да из него и растили Паганини. Вырос в семье, где все музыканты. Ребенку вручили скрипку, и с ней он не расставался никогда. Нет, один раз расстался, когда ушел служить в армию! Бывает и такое. Стал танкистом. А через год службы благополучно сломал кисть руки... Врачебный вердикт был более чем жесток: все, отыгрался, сынок. Но «сынок» решил, что все врачи обманщики, и начал самостоятельно разрабатывать руку. И вот итог: множество концертов. Вардан колесит по всему миру, бесконечные гастроли, конкурсы, концерты. На сегодня он весьма и весьма востребованный артист. Помните историю Паганини, когда ему струны подпилили недруги? Нашему Вардану тоже не слишком повезло: недруги не отстроили аппаратуру. После нескольких срывов в исполнении он спокойно подошел к микрофону и заговорщически так спросил: «Сначала?». И вызвал своей игрой неистовый восторг публики.
Отзвучали аккорды, погасли софиты... Но это ведь только начало, правда? Еще столько дней нас будут радовать любимые артисты! И дарить нам свою любовь, свою душу и свое искусство...