«КОГДА ПРИДЕТ МОШИАХ»...
Наталья БуняеваВпервые за 80 лет в Ставрополе появился раввин. Что, естественно, обрадовало городскую, и не только (в селах тоже есть представители этого древнего народа), еврейскую общину.
... Когда он идет по улице в своих несколько необычных нарядах, люди не просто оглядываются, переводчица Виктория смеется: «К нам подходят, здороваются… Несколько раз говорили: «Здравствуйте! Мы – за мир!»
Цви Гершкович, так зовут раввина, тоже за мир. Впервые в Россию он прибыл летом, в город Иваново. С женой Хаей и маленькой дочкой. Особых проблем не было: Цви очень быстро выучил русский язык, так, чтобы можно было хотя бы понимать людей другой культуры, другой веры. И совсем не понял, когда к нему и к сопровождающим, немолодым уже, представителям еврейской общины на улице подошли молодые люди. И без особых предисловий стали избивать раввина. Цви, помимо всего, простой канадский парень, и ему совсем непонятно было, почему в этой, с виду доброжелательной стране, ему приходится прикрывать жену и малышку, а заодно и перепуганных стариков-евреев своей спиной… У них в Канаде так не принято: государство по праву считается одним из лидеров толерантности - маленьких детей и стариков не бьют битами и бутылками за их вероисповедание….
С Иваново раввин расстался. Его «перераспределили» в наш город. И он уж никак не ожидал, что здесь, в Ставрополе, встретит доброжелательный прием: народ радуется такому экзотичному горожанину.
- Вы к нам надолго, Цви?
- До прихода Мошиаха (Моисея)… Смеется.
- Навсегда то есть? И какие планы?
- Самый главный план – возродить еврейскую жизнь в городе, открыть еврейскую школу, детский сад, проводить обряды, а еще – просто служить… Людям, старушкам вот этим, молодежь обучать основам веры, читать Тору. И еще: ведь без раввина даже похороны здесь трудно провести, сообразуясь с еврейскими законами.
В разговор вступает Наталья Кулигина, руководитель еврейского агентства Ставрополя: «Теперь у нас есть объединяющее звено – наш молодой раввин. Надеюсь, что в городе возродится нормальная еврейская жизнь с ее традициями и законами веры».
Цви Гершкович из большой еврейской семьи. Мы пытались посчитать количество его братьев, сестер и детей – сбились на первом десятке. К нему «прилепилась», как полагается, Хая, супруга, уже подарившая своему раввину прелестную дочь, скоро детей будет двое. У молодой семьи сейчас «организационный» период - личное обустройство, знакомство с людьми, овладение русским языком и особенностями российского менталитета. Пока нет кошерной пищи, к примеру: другую они не едят, не положено. Везли еду из Канады, что-то добывают в наших магазинах, возможно, придется в Москву ездить: там попроще с этим. Нет у нас и многих других привычных для Канады вещей… Но Цви радостно улыбается (у него вообще поразительно искренняя улыбка): Ставрополь очень похож на Монреаль! И здесь очень добрые люди! Он уже рассказал о своем ставропольском житье-бытье дома, в Канаде. И теперь брат нынешнего раввина по окончании учебы приедет для работы в Россию. Возможно, в Кисловодск, а может, в Черкесск…
Пока мы беседовали, в еврейский центр приходили люди специально для того, чтобы познакомиться с раввином. И надо видеть, как трогательно молодой раввин опекает свою паству… А паства-то – сплошь старики: молодежь разъехалась по миру… Одним из главных и первейших дел раввин считает расчистку и приведение в порядок кладбища с захоронениями предков. А вообще – нужно знакомиться с другими духовными лицами, православными, мусульманами, находить общие точки соприкосновения…
- Будете строить синагогу?
- Буду.
- А как вы себе это представляете? Где возьмете деньги?
Цви думает, наклоняет голову в широкополой шляпе, потом честно выдает: «Не знаю…»
В общем, много чего впереди. Наверное, успеет… Пока еще тот Мошиах придет?..
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Кстати, как недавно стало известно, Ивановский областной суд вынес обвинительный приговор одному из нападавших на пожилых евреев. Им оказался 23-летний Сергей Новиков. Второй, его однофамилец Иван, был выпущен на свободу ... по ходатайству местной еврейской организации. Как пояснили пострадавшие, парень был приглашен в общину, пообщался с людьми, с кем-то даже подружился... А потом и вообще сделал доклад об антисемитизме и даже зачитал его в общине. Претензий к нему пожилые люди, пострадавшие от нападения, больше не имеют. А вот Сергею предстоит провести четыре года в колонии общего режима...