Когда время стоит денег

Валерий Манин
Скажите, какое время вылета — местное или московское — указывается в авиабилетах? Нетрудно предположить, что у части наших сограждан возникнут затруднения с ответом на этот вопрос. После распада Союза услуги авиатранспорта для многих стали недоступны. Между тем кануло в Лету время, когда на всех вокзалах и аэропортах сверялись с московскими курантами. Лидия Сергеевна Б., жительница Шпаковского района, этого не знала. Когда женщина вместе с младшим сыном прибыли в аэропорт г. Новосибирска для прохождения регистрации, оказалось, что ее самолет только что оторвался от взлетной полосы, держа курс на Минводы. Вот здесь и выяснилось, что время вылета, указанное в билете, — «D 9. 50» — «местное», а не московское, как полагала Лидия Сергеевна. А разница в три часа сыграла для Б. роковую роль.

Можно только догадываться, что пришлось испытать пассажирам, оказавшимся в подобной ситуации, да еще в чужом городе. Лидия Сергеевна с сыном прибыли в один из пунктов Новосибирской области по печальному поводу – на похороны. Денег у них оставалось в обрез – обратные-то билеты на самолет авиакомпании «Сибирь» по маршруту «Минеральные Воды — Новосибирск — Минеральные Воды» были приобретены заранее, еще в Ставрополе, – их купил старший сын Вячеслав. Пришлось обращаться к родственникам (в такой-то момент!), заниматься срочным поиском денег на переоформление авиабилетов до Краснодара — а это более шести тысяч рублей (сбор за несвоевременный отказ от полета плюс доплата на другой рейс). Позже, прибыв в столицу Кубани глубокой ночью (самолет вылетел с опозданием на 5 часов), пришлось тратиться на такси, чтобы добраться домой. А это еще две тысячи рублей непредвиденных расходов.

Вскоре Лидия Сергеевна обратилась в ставропольское агентство «Полет», продавшее билеты. На просьбу возместить ущерб предприятие ответило отказом. Лидия Сергеевна тогда обратилась в Центр защиты прав потребителей. Здесь ей объяснили: агентство «Полет» нарушило Закон РФ «О защите прав потребителей», не предоставив ей полную и достоверную информацию о времени вылета самолета в наглядной форме. А ведь это весьма важное условие при заключении договора на оказание услуг по авиаперевозке. Тем более, как выяснилось, другие авиакомпании уточнение о «местном» времени вылета размещают в бланках билетов в разделе «Важная информация пассажирам». Вот и в железнодорожных билетах печатают: «время отправления — московское». Специалисты центра пытались втолковать это работникам «Полета», связавшись с ними по телефону. В ответ: вины предприятия нет. О том, что время вылета – «местное», якобы кассир предупредил Вячеслава Б. при покупке билета. К тому же агентство пользуется готовыми бланками проездных документов — их предоставляет авиакомпания. С нее и спрос. «Защитники» помогли Б. оформить исковое заявление в мировой суд с требованием о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда и пр. агентством «Полет» и ОАО «Авиакомпания «Сибирь».

Судебные разбирательства длились больше четырех месяцев. Нужно отметить, что подобное дело в практике мирового суда Октябрьского района слушалось впервые. Судье Елене Руденко пришлось вникать не только в обстоятельства «частных» взаимоотношений между конкретным потребителем и исполнителем услуг, но и в тонкости существующей системы авиапассажирских перевозок на территории России. И здесь выяснились любопытные моменты.

Наверное, не всем известно, что авиация и наземная «железка» работают в разном временном режиме. Железнодорожники всей страны, несмотря на наличие 11 часовых поясов, осуществляют перевозки по московскому времени. Потому как в этой сфере «рулит» один монополист — ОАО «Российские железные дороги», он устанавливает и единые правила на всех участках стальных «артерий». Авиация, где куча «частных» компаний, работает сугубо по «местному» времени. И, как разъяснял представитель ответчика в суде, это — общепринятая международная норма. Кроме того, согласно «Технологии оформления пассажирского билета ОАО «Авиакомпания «Сибирь», которой руководствуется «Полет» в соответствии с агентстким соглашением о продаже пассажирских перевозок, в графе «Время вылета» проставляется местное время.

А теперь, что называется, вопрос на засыпку: внимательно ли вы читали странички билета, где описываются условия перевозки? То есть главный документ, который определяет отношения между авиакомпанией и пассажиром и который вы подписываете. Один из его пунктов гласит: «время отправления и прибытия, указанное в расписании и билете, не гарантируется перевозчиком и не является условием договора». Ну, каково?

Представитель агентства «Полет» при этом сослался на действующие законодательные нормы, разъясняющие суть договора перевозки. В них прописано: перевозчик обязуется доставить пассажира в пункт назначения, а пассажир, в свою очередь, — внести установленную плату. Эти нормы закреплены в ст. 786 ГК РФ, ст.103 Воздушного кодекса РФ и п. 2.2.1.«Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР», которые никто не отменял. Стало быть, как утверждал ответчик, время — не существенное условие договора.

Специалисты Центра защиты прав потребителей и отдела ЗПП городской администрации, дававшие в суде свои пояснения, доказывали обратное. Во-первых, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» пассажиру должна быть предоставлена полная и достоверная информация. К тому же этот документ предполагает отсутствие у потребителей специальных познаний об оказании услуги. В связи с чем важная информация о ее специфике должна быть предоставлена пассажирам в наглядной форме, и если не в титульном купоне билета, то, как это делают другие авиакомпании, — в специальном разделе. Получается, другие перевозчики считают указание временного режима существенным? А если технологию оформления билетов разрабатывает авиакомпания и предоставляет бланки проездных документов агентам, значит, на ней ответственность.

Суд, выслушав мнения сторон, пришел к выводу, что спорные правоотношения по поводу заключенного договора перевозки возникли между Б. и авиакомпанией «Сибирь». И, в первую очередь, из-за того, что в этом документе (таковым является билет) не отражена информация, необходимая потребителю услуг для своевременного прибытия в аэропорт в условиях разных часовых поясов России. Именно по этой причине произошел вынужденный отказ от полета со стороны Б.

Суд решил дело в пользу Б., правда, удовлетворив иск о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда с авиакомпании «Сибирь» частично, так как не были представлены доказательства понесенных затрат на транспортные издержки — услуги такси из Краснодара в с. Надежда, а также расходы на топливо для проезда на личной машине из места проживания в Ставрополь в мировой суд и пр.

О реакции авиакомпании нам пока ничего неизвестно. Ее представитель, несмотря на приглашение в суд, на заседания так и не явился. Так что разбор после полета, видимо, будет иметь продолжение.



Последние новости

Все новости

Объявление