Коммунальные услуги – по правилам

Вадим Дубило

В мае нынешнего года Правительство России постановлением № 307 утвердило новые Правила предоставления гражданам коммунальных услуг, заменившие прежние, действовавшие в стране более 11 лет.

В документе появилось много новых моментов, которые помогут гражданам строить цивилизованные отношения с коммунальщиками, и особенно в ситуациях, ранее порождавших всевозможные конфликты.

В нынешних правилах четко расписано, каким образом должны предоставляться коммунальные услуги, каков порядок перерасчета платы, если таковые – ненадлежащего качества или предоставлялись с перерывами, превышающими установленную в таких случаях продолжительность, или не потреблялись жильцами на время отпуска и пр. В новом документе впервые на федеральном уровне урегулированы процедуры оплаты коммунальных услуг с использованием показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета, а также при отсутствии счетчиков.

На некоторых нововведениях мы остановимся подробнее.

Уезжали на море?

Требуйте перерасчета!

Теперь жильцы имеют право не платить за некоторые коммунальные услуги (за горячую и холодную воду, водоотведение, электричество и газ) на время своего отсутствия – оно должно быть не меньше 5 полных календарных дней подряд (во времена СССР – свыше месяца).

Что нужно для перерасчета? Во­первых, отсутствие в жилом помещении индивидуальных приборов учета указанных коммунальных услуг. Во­вторых, заявление потребителя, к которому нужно приложить документы, подтверждающие длительность отсутствия. Ими могут быть:

а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;

б) справка о лечении в стационаре;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

д) справка органа внутренних дел о временной регистрации гражданина по месту его временного пребывания;

е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

Новые правила устанавливают, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего заявления. А подавать его следует в течение месяца по окончании периода отсутствия.

Важная деталь: перерасчет производится пропорционально дням отсутствия за исключением дня выбытия и прибытия.

На сколько часов отключили воду?

Потребитель теперь на законных основаниях может предъявлять претензии коммунальщикам, если, к примеру, температура горячей воды ниже установленного норматива. Или ее подача была прекращена на более длительный период, чем положено. В приложении к правилам указаны допустимая продолжительность перерывов в предоставлении услуг, а также насколько в этих случаях снижается оплата. Например, «законный» перерыв в подаче холодной воды – 8 часов (суммарно) в течение месяца или 4 часа – единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа. Для горячей воды помимо этого допускается перерыв для проведения профилактических работ – один раз в год. А остановка подачи газа не должна превышать более 4 часов (суммарно) в течение месяца.

Ремонт коммуникаций ­
после предупреждения

Правилами оговаривается, что перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке.

О плановых перерывах предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан информировать потребителя не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.

В течение двух дней ­ответ на жалобу

Теперь коммунальщики будут расторопнее работать с жалобами. Правила обязывают исполнителя вести учет заявлений (требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, а также учет их исполнения. Причем в течение двух рабочих дней с даты получения жалобы потребителю должны направить извещение о приеме заявления и последующем удовлетворении либо об отказе (с указанием причин) в его удовлетворении.

Кто платит,
не должен страдать

Порочная практика – когда из­за отдельных неплательщиков, к примеру, отключали воду во всем подъезде, — правилами не допускается. Зато к лицам, не выполняющим свои обязательства, могут применить процедуру приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Такая мера возможна и в случае использовании потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) свыше допустимой мощности, неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем.

Если счетчик поломался

Во время ремонта, замены, поверки и общедомовых, и внутриквартирных приборов учета (но не более чем в течение 30 дней) объемы воды и других ресурсов для расчета оплаты за них исчисляются исходя из средних показателей за последние полгода (а если счетчики были установлены меньше чем шесть месяцев назад, — за время фактической их работы).

Пустите

контролера!

Новыми правилами предусмотрены меры к тем жильцам, которые по каким­то причинам не пускают в квартиру или дом контролера для снятия показаний счетчиков. При неоднократном отказе открыть дверь хозяин получает письменное извещение (или ему вручают под роспись), после чего оный в течение недели обязан сообщить о том, когда будет дома и сможет показать приборы учета. В противном случае исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний счетчиков.

(Продолжение –
в следующем выпуске)

Выпуск подготовлен совместно с Центром защиты прав потребителей (ул. Ленина, 328/3, тел. 37­06­57) и отделом ЗПП комитета экономразвития и торговли городской администрации.



Последние новости

Все новости

Объявление