Комсомол — не только возраст. Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ)
Владислав Секачев«Ничто на земле не проходит бесследно», — поется в песне, популярной среди молодежи 70-х годов прошлого века. Так и комсомол, вписавший свои строки в историю нашей страны, наверняка чем-то запомнился молодежи прошлых поколений. Мы обратились к читателям «Вечернего Ставрополя» с призывом — поделиться своими воспоминаниями на тему: «Комсомол в моей судьбе». И вот о чем они рассказали.
Сергей Алексеевич Князев:
— Ровно 50 лет назад, 29 октября, я с комсомольской путевкой и чемоданчиком вышел из поезда на станции Братск. Я прибыл с третьей партией молодых строителей Братской ГЭС. Нами, романтиками из Ставропольского края, заселили целое общежитие. Я жил в одной комнате с Алексеем Ковалевым, потом приехал его брат Володя. Был у нас и настоящий поэт родом из станицы Суворовской Алексей Никитин. Первое четверостишие, написанное им на сибирской земле, я помню до сих пор:
Тогда я еще не думал о том, что и сам буду писать стихи. Было бы интересно узнать, как сложились судьбы наших ребят. Мы ехали не только строить Братскую ГЭС, мы хотели проверить себя. Что дали мне те годы? Наверное, закалили характер. После возвращения со строительства и учебы я с 1963 по 1989 год служил в гражданской авиации. Сейчас на пенсии, но продолжаю работать. Теперь — с детьми, занимаюсь с ними декоративно-прикладным творчеством в Доме детского творчества Промышленного района.
Евдокия Федоровна Зыбина:
— Я — ровесница комсомола. Родилась в 1918 году в станице Новотроицкой Изобильненского района. До войны я жила в Грузии, работала на заводе и там была секретарем комсомольской организации. Во время вой-ны завод выпускал продукцию для фронта. Приходилось очень тяжело, но мы не отступали.
Теперешней молодежи я хочу пожелать, чтобы она шла по нашим стопам, чтобы на совесть трудилась. Нам достались очень трудные годы, но мы все пережили и не переставали работать.
Вадим Сергеевич Чернов:
— 60 лет назад, в 1948 году, я вступил в комсомол. Тогда я учился в ставропольской школе № 3. Моим первым комсомольским поручением было опекать младших пацанов на улице Казанской, где я жил тогда. А спустя еще десять лет мне, студенту 5 курса пединститута, крайком комсомола предложил поехать на строительство Невинномысского азотно-тукового завода. Моя задача была писать репортажи об этой стройке в краевую молодежную газету «Молодой ленинец». Помню, как из Ставрополя я приехал на велосипеде (!) в Невинномысский райком комсомола. В конце года я уже докладывал о ходе строительства заведующему отделом пропаганды крайкома комсомола Михаилу Горбачеву.
Комсомол дал мне путевку в жизнь. Я работал в «Молодом ленинце» в отделе комсомольской жизни, общался с очень интересными людьми. Моя первая книга «День, который начинается» вышла в московском издательстве с «комсомольским» названием «Молодая гвардия». В 1963 году от журнала «Октябрь» я поехал в Дивногорск на строительство Красноярской ГЭС. Написал серию очерков об этой исторической стройке. А потом вышла моя книга «Прыжок через Енисей». Кто знает, если бы не комсомол, может быть, из меня бы и писателя не получилось…
Геннадий Дмитриевич Христенко:
— Комсомол — это моя молодость, стремление сделать всё для своей Родины. Мы с таким энтузиазмом ехали по комсомольским путевкам на строительство Тейского рудника! А в это время такие же, как мы, комсомольцы строили Братскую ГЭС. Я считаю, что мне повезло в жизни, благодаря комсомолу я был в гуще исторических событий. После окончания института я вернулся на рудник уже как инженер-строитель. Это было время романтики и созидания. Всякое бывало. Помню, как весной 1969 года на Абакане случилось наводнение, и мы три дня спасались на крыше дома. Мы строили новые поселки. А переполнявшие эмоции складывались в поэтические строчки.
В коллективе редакции «Вечернего Ставрополя» сегодня работает немало сотрудников с комсомольским прошлым. В первую очередь, это наш главный редактор Михаил Юрьевич Василенко:
— Для меня комсомол оказался действительно той организацией, как тогда говорили, которая дала путевку в жизнь. Сейчас я не рассматриваю комсомол как какую-то политическую организацию. Когда весь класс в школе стал вступать в комсомол, я не написал заявление. Все удивлялись, но пока я сам не принял решение, никто на меня не давил. А принимал меня в комсомол Анатолий Тартышев, который сейчас в правительстве края работает, он был первым секретарем райкома комсомола. И с первого раза меня не приняли, потому что… я курил. В пединституте меня избрали секретарем комсомольского бюро факультета, потом — в комитет комсомола пединститута, затем членом бюро Ленинского райкома ВЛКСМ…
Я не идеализирую комсомол, а сегодня с высоты прожитых лет — тем более. Но он дал возможность научиться новому, повзрослеть, познакомиться с очень многими достойными людьми, с которыми я и сейчас поддерживаю товарищеские отношения.
Нашим журналистам тоже есть что вспомнить.
Тамара Осиповна Коркина:
— Комсомол — самое яркое, плодотворное и оптимистичное явление в моей жизни. Он умел ярко и заманчиво обозначить духовные ориентиры развития юной души, дать позитивные направления. Главным в нем была не идеология, а одухотворенность, коллективизм, юношески чистый максимализм. Помню, как в девятом классе мы решили подарить школе струнный оркестр к Дню комсомола и нанялись рыть канавы в какой-то строительной организации. Момент дарения — до сих пор волнующее счастье.
После окончания университета я работала в пермской молодежной газете «Молодая гвардия». Мы творили чудеса, увлекая молодежь БИНСАми (бороться, искать, найти и не сдаваться), движением ребячьих комиссаров, в основе которого была безграничная романтика, школами дарований и так далее. Думаю, страна начнет возрождаться с тех самых пор, как для подрастающих поколений будет придумано нечто, сравнимое с комсомолом.
Лариса Валентиновна Ракитянская:
— Комсомол по большому счету определил для меня будущую профессию. В школьные годы я окончила Школу комсомольского репортера в газете «Молодой ленинец». Ее вели матерые журналисты: Нина Чечулина, Галина Земисева и Евгений Пучков (который, кстати, впоследствии стал первым редактором «Вечернего Ставрополя»). Пакет публикаций в «Молодом ленинце» пригодился мне при поступлении на журфак Ростовского госуниверситета. Была заместителем секретаря комсомольской организации производственного объединения «Ставропольнефтегаз». В то время была комсомольская инициатива — выезжать на помощь животноводам в районы края. Помню, как мы в течение двух месяцев были на сакмане в Апанасенковском районе. Там даже телевизора не было. Нам, городским, трудно приходилось без привычного комфорта, но не жаловались.
От себя лично могу подтвердить, что комсомол в большой степени повлиял на то, что и в моей судьбе появилась журналистика. Счастливый случай забросил меня летом 1985 года в «Молодой ленинец». Вместе с другими студентами, пробующими свои силы в газетном деле, мы занимались освещением деятельности строительных отрядов в крае. Через год тогдашний редактор «МЛ» Николай Васильевич Гритчин пригласил меня в штат редакции, за что я до сих пор вспоминаю его с благодарностью. А что же комсомол? Наверное, для большинства моих сверстников он был временем молодости, безудержного творчества и безграничных возможностей.
Ольга МЕТЕЛКИНА.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА