Кому и за что мы платим?
Я хочу поделиться теми мыслями, которые вызвала у меня статья «Золотая жила равнодушия», опубликованная в «Вечернем Ставрополе» 15 января. Убежден, что автор выразила мнение большинства горожан, чьи интересы и права газета пытается защитить от произвола управляющих компаний. Лично я согласен с автором публикации от первого до последнего слова. Люди оказались в беде — они замотаны жизнью, необходимостью выживать, просто не умеют объединяться, принимать решения — этим и пользуются «активные» товарищи. К сожалению, и власть оказалась бессильной, чтобы помочь своим гражданам.
Случилось так, что нашей семье жилищно-коммунальную реформу приходится переживать дважды. Первая пришлась на нашу долю в Казахстане, где мы прожили многие годы. Там она была проведена так плавно и мягко, что мы и не ощутили на себе ее последствия. В девяностых годах по инициативе властей и с их помощью все многоквартирные дома в Казахстане стали кооперативами собственников жилья. В каждом, а может, и в нескольких сразу появились своего рода управдомы, в основном это были люди из номенклатуры горкомов, райкомов, администраций. То есть профессиональные управленцы, организаторы. Они себе подобрали штат от от трех до семи человек (в зависимости от числа обслуживаемых квартир), были определены зарплаты, уверяю вас, в разумных пределах. И они начали работать. Без всяких общих собраний, протоколов и так далее. Платить мы стали меньше, а обслуживание стало лучше и оперативнее. Жилищно-коммунальные конторы с огромным штатом ликвидировали, а не превратили, как в Ставрополе, в управляющие компании. Реформа ЖКХ прошла безболезненно, я говорю как человек, сорок лет проработавший на руководящих постах в тресте «Казсантехмонтаж».
При обслуживании надо вкладывать
В силу объективных причин в 2002 году мы переехали в Ставрополь, где с 1988 года жили наши дети — дочь и сын. И снова попали в реформирование жилищно-коммунального хозяйства, теперь российского. Здесь реформу решили проводить поэтапно, с экспериментами то в одном, то в другом регионе. Люди мало что понимали, были недовольны, реформа растянулась на многие годы. В результате почти все осталось по-прежнему, за исключением тарифов на коммунальные услуги. Вот тут уж, цитируя слова автора статьи, мы действительно «отдали кошелек соседу» (то бишь управляющей компании), чтобы он распоряжался им по своему усмотрению. Зачем это делаем? Почему?
Жильцы нашего дома площадью 7780 кв. м (144 квартиры) платят по первой строке по 12 рублей 70 копеек за кв. метр, что составляет круглую сумму — 98706 рублей ежемесячно. В год около 1 миллиона 200 тысяч рублей. Получая такие деньги, в дом нужно что-то вкладывать, люди платят за содержание, комфорт, ремонт. Мы должны видеть, что хотя бы 20 — 25 процентов этой суммы идут на какие-то реальные материалы, что компания несет по нашему дому реальные расходы.
Человеку, понимающему, из чего складывается тариф на те или иные услуги, ясно, что он вбирает в себя стоимость материалов, зарплату тем, кто оказывает реальные услуги дому, транспортные и иные расходы и так далее.
Когда читаешь, из чего складывается сумма в 12 рублей 70 копеек, а с 1 января она возросла на 1 рубль с копейками, то диву даешься изобретательности людей, составляющих подобные калькуляции и расчеты. За такую изобретательность можно представить если не на Нобелевскую, то на Государственную премию точно! Приведу только две строчки из этого документа: хранение и ведение технической документации по многоквартирному дому; выдача справок гражданам; осуществление контроля за качеством коммунальных услуг.
Вдумаемся в эти строки: кому нужно то, что в них обозначено? То, что положено владельцу квартиры хранить у себя, — он хранит, и очень бережно. А то, что нужно для работы УК, — храните у себя, зачем за это с нас еще и деньги брать? За выдачу справок, кажется, запрещено брать плату, а контроль за качеством коммунальных услуг лучше будут вести те, кому они оказываются. Я так думаю.
Левая разрабатывает, правая утверждает
Что касается оплаты за тепловую энергию на отопление домов. Нам природа дарит уже вторую зиму, когда температура на улице намного выше расчетных температур, заложенных при определении стоимости одной Гкал. в 975 рублей 19 копеек. Поставщики тепла уже вторую зиму подряд должны получать экономию за счет повышенных температур наружного воздуха. Соответственно, и мы, потребители, должны иметь скидку хотя бы на 10 — 15 процентов от расчетной стоимости 1 Гкал. тепловой энергии. С 15 октября по 15 января стояла теплая погода.
И еще один вопрос — оплата за освещение мест общего пользования и лифты. Мы с женой вдвоем проживаем на первом этаже, лифтом не пользуемся, но платим за него наравне со всеми. Это, на наш взгляд, несправедливо. Нужно подходить к этому вопросу дифференцированно — жильцы верхних этажей платят чуть больше, а нижних — меньше. При желании можно найти более справедливый подход к этому вопросу.
И вот еще что меня не оставляет равнодушным — это тарифы на оказание услуг по обслуживанию многоквартирных домов и систем жизнеобеспечения (замена кранов, задвижек, сливных бачков, унитазов, умывальников и т. д.). Тарифы разработаны управляющей компанией, ею же и утверждены. Левой рукой разработали, правой утвердили. Читать этот документ без содрогания невозможно — цены заоблачные. Поневоле вспоминается анекдот: когда сантехник за час работы запросил с заказчика 100 долларов, тот воскликнул: «Я профессор-нейрохирург, спасаю людям жизни, но таких денег не получаю!». На что в ответ прозвучало: «Я тоже, когда нейрохирургом работал, таких денег не имел».
А все это говорит о том, что в городе нет рынка жилищно-коммунальных услуг, нет конкуренции, нет системной, грамотной работы власти по наведению порядка в самой важной для всех нас сфере.
Иван БУРЛАКОВ.