Конкурс как точка отсчета
Валерий МанинВ гостях у "ВС" побывали певица И.Белая и ее бессменный концертмейстер Н.Пушканцер.
Корр.: - Ирина, о том, как задумывалась эта поездка, я помню; знаю и то, сколько было волнений: удастся ли найти спонсоров, отпустят ли на работе... Нынче подобные выезды – предприятие весьма затратное. Но теперь уже ясно, что все закончилось, как говорится, к всеобщему благополучию. Кто вам помог на этот раз?
И. Белая: - Как и в прошлый раз, когда мы ездили на конкурс во Владимир, часть денег выделило министерство культуры. А потом началась эпопея "хождения по мукам". В какие только двери мы не стучались… Некоторые вроде и рады бы помочь, но средств неоткуда взять. А тем, кто располагает финансами, до нас не было никакого дела.
Н. Пушканцер: - Мы уже почти отчаялись, пока случайно на улице я не встретилась с бывшей сотрудницей мужа В. Калугиной (он работал с нефтяниками из Нефтекумска, есть такая организация ОАО "Ставропольнефтегаз"). Сейчас там генеральный директор Н. Музыкин. Мы просто подарили ей наши с Ирой диски. Послушав романсы, Валентина Ильинична пришла в восторг и передала записи генеральному директору. Видимо, он тоже не остался равнодушен, потому что из-за нас собрал экстренное совещание, на котором было принято коллегиальное решение об организации спонсорской помощи. Созванивались с Москвой, где базируется головная организация, и получили "высокое" разрешение.
И. Белая: - Вы знаете, с каждым разом все сложнее вырываться на конкурсы. И потому что мы сами по горлышко заняты, и, главное, из-за отсутствия средств. Вот когда вспомнишь добром советское время. Тогда выезды на такие профессиональные состязания были почти штатными. Сейчас это никому, кроме нас, естественно, не нужно. А жаль. Ведь конкурс – это еще и творческий рост, школа. Появляется стимул работать дальше, совершенствоваться, укрепляется вера в себя и в свои силы.
Корр.: - Расскажите подробнее, как проходил VI Международный конкурс исполнителей романса имени Изабеллы Юрьевой в Таллинне.
И. Белая: - Начну с того, что корни его идут от "владимирского", куда мы ездили в конце 2004 года. Это там на нас обратили внимание. Членам жюри пришлась по душе наша сплоченность. Говорили даже: не понятно, кто из вас поет, а кто играет. И действительно: редкий случай, когда встречаются профессионалы, но еще реже, когда они понимают друг друга почти без слов. В этом смысле нам обеим очень повезло. На IV Всероссийском конкурсе романса во Владимире мне было присуждено звание лауреата Всероссийского конкурса. В сложнейшей конкурентной борьбе мы добились второго места.
Корр.: - Я слышала, что первое отдали ученику председателя жюри…
Н.Пушканцер: - …который, тем не менее, оказался достойным соперником. И если уж зашла речь о самом председателе жюри, то именно он, когда все закончилось, пригласил нас выступить в Московском Доме актера на сцене элитного клуба любителей романса "Хризантема".
Корр.: - Где после блестящего дебюта вы получили еще одно приглашение принять участие в праздновании пятнадцатилетия "Хризантемы"… Эдак вас вполне могут "украсть" в столицу.
И. Белая: - Думаю, что пока это никому не грозит. Мы ведь безденежные. А "раскручивать" нынче предпочитают тех исполнителей, у которых есть большие средства. Там, во Владимире, нас пригласили еще и для участия в Международном конкурсе в Таллинне, причем даже без отборочного тура. Вручили условия конкурса, произведения и ноты для разучивания. Остальные сведения мы искали по интернету, хотя и этот источник оказался отнюдь не универсальным. К слову сказать, если раньше руководители культуры сами находили нас и посылали "представлять" регион, поддерживая морально и материально (оплачивали проезд), сейчас место и время проведения очередного конкурса – почти сакральное явление. Как правило, знают о нем только "посвященные". Это одна из серьезных проблем. Практически информации о такого рода мероприятиях мы не имеем.
Уже во время регистрации мы встретили знакомых по владимирскому конкурсу. Всего было 32 конкурсанта, и в том числе - певица из Парижа. Несмотря на то, что в жюри сидела профессор Парижской академии музыки Ксения Первушина, солистка из Франции во второй тур не прошла. Было две номинации: любители и профессионалы. Волнение захлестывало. Но мы поддерживали друг друга, как бывает в тесной компании старых, испытанных товарищей. В первом туре я пела Варламова "Что мне жить, не тужить" и Речкунова - романс "Любовь". Это, если так можно выразиться, "обязательная программа". Но и в ней необходимо выступить так, чтобы тебя запомнили, отличили. Вместе с Натальей мы нашли свои трактовки.
Н.Пушканцер: - Второй тур прошел легче, а на первом было огромное волнение. Однако полное заблуждение считать, что оно только мешает. Я 21 год концертирую: и работаю с исполнителями, и преподаю. Знаю, что волнение присутствует у каждого выходящего на сцену. Другой вопрос, что нельзя идти на поводу у своих эмоций. Нужно уметь волнение переводить в русло творчества. Удается, - это и есть те самые минуты, ради которых мы работаем. Музыка - особая форма жизни, которая позволяет "прожить" произведение всем: и исполнителю, и тому, кто сидит в зрительном зале. Если удается перевести один вид волнения в другой, зритель тоже как бы оказывается в другой форме жизни. Он ощущает те эмоции, которые владели и гениальным создателем музыкального произведения, и исполнителем. Только так появляется волшебное тройственное единство: композитор, исполнитель, зритель.
Корр.: - Может, я затрону тему, о которой не особо принято говорить. Но уж слишком часто в последнее время можно услышать, что места в разного рода конкурсах покупаются, как и высокие награды. Порой по этому принципу даже заранее распределяются места. Насколько "чистыми" были конкурсы, в которых участвовали вы?
И.Белая: - Не думаю, что конкурсы были "нечистыми". Иначе не видать бы мне престижных наград как своих пять пальцев. Однако, как в любом состязании, на владимирском и на таллиннском, конечно же, были свои "подводные течения, камни". Но мы не можем пожаловаться на необъективность "судейства".
Н.Пушканцер: - На заключительном концерте мы еще не знали, кто какое место занял, это все обьявлялось торжественно, как на присуждении "оскаров", при большом скоплении зрителей. Нам порекомендовали исполнить романс Журбина "Душа моя плывет" - такой мягкий и очень нежный. Зрители встретили нас очень радушно - узнали! А когда угас последний звук, поднялись в овацию, и Ира пела на бис!
Корр.: - А были ли замечания в ваш адрес со стороны жюри?
И Белая: - Было. Одно. И оно меня очень порадовало. Сказали, что я слишком драматична. Расцениваю это как комплимент. Потому что, если солистка демонстрирует возможности голоса, но не переживает музыку и текст сердцем, значит, это не пение, а музыкальная эквилибристика. А подтверждением того, что мы с Натальей на правильном пути, служит то, что после всех концертов на фуршете председатель жюри, известный в мире и Европе музыкант, профессор Национальной оперы Эстонии Матти Пальм, с нами лично беседовал и пригласил для участия в конкурсе в Германии.
Тамара Куликова,
член Союза журналистов РФ,
член Союза театральных
деятелей РФ.