Конструктор чемпионов

Валерий Манин

Начало в № 181

Конструктор чемпионов

Сквозь тернии - к звездам

Однажды группа горячих брюнетистых парней, как известно, предпочитающих нападать не в одиночку, принялась в одном из малолюдных уголков элистинского парка «Дружба», о нравах завсегдатаев которого известный калмыцкий поэт Джангар Насунов писал: «А в «Дружбе» дружбой и не пахнет - чечен тебя по кумпалу как трахнет...», избивать одного из учащихся педучилища. Книга, абсолютно случайно оказавшийся в этом месте и даже хорошо не знавший избиваемого, без раздумья за него вступился. Судя по всему, нападавшим досталось на орехи, поскольку они пустили в ход ножи, и кто-то попал лезвием Владимиру в руку. На первый взгляд рана показалась пустяковой, но судьбу Книги она круто изменила. Поврежденным оказалось сухожилие, и рука не могла функционировать в полном объеме. Так на карьере вратаря пришлось поставить крест.

Сгоряча Книга принял решение уйти из педучилища. А так как родители к тому времени переехали из Дивного в Невинномысск, блудный сын заявился к ним. Не желая сидеть на шее у родителей, Володя пошел поступать в какой-нибудь техникум. Друзья предлагали в мясомолочный, но в последний момент он вдруг подал документы в электротехнический. И поступил!

И вот здесь судьба ему улыбнулась. На быстрого, координированного студента обратил внимание тренер по тяжелой атлетике Валентин Окопный. Одаренный юноша все схватывал буквально на лету, ну а уж трудолюбием он обделен не был. К радости тренера, уже через год с небольшим его новый подопечный выполнил норматив кандидата в мастера спорта, а в 1974 году на всесоюзном турнире имени Яна Спарре, который проходил в Липецке, Владимир Книга стал мастером спорта СССР.

А спустя несколько дней новоиспеченный мастер был призван в ряды Вооруженных Сил. Отдавать священный долг Родине Книгу отправили в Чечено-Ингушетию, где в городе Шали размещалась учебная танковая часть. Так бы и служить Владимиру танкистом, если бы не Окопный. Тренер не забыл о своем талантливом ученике и после принятия присяги тот был откомандирован в Ростов в спортивную роту Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа, славного и своими спортивными достижениями.

Последующие два года рядовой Книга защищал честь СКВО, став призером и первенства Вооруженных Сил в Москве, и чемпионата Сухопутных войск в Свердловске. А после увольнения в запас возвратился в Невинномысск, где под руководством Окопного стал выступать за спортобщество «Труд». Но злополучное ранение, полученное еще в семнадцатилетнем возрасте, не позволяло тренироваться с полной нагрузкой, а плохо выполнять работу он не привык, и в 26 лет Книга решил оставить карьеру профессионального спортсмена.

Вера

К этому моменту в его судьбе произошли счастливые изменения, к которым прямое отношение имеет спорт. Сборная команда штангистов краевого совета ДСО «Труд», которой в то время руководил Юрий Лагутин, приехала в Невинномысск. Тренировки проходили в зале, а питались спортсмены в городской столовой №4. Надо заметить, что на этот раз питание было не только калорийным, но и вкусным. И спортсмены уполномочили Владимира Книгу, который к тому времени уже помогал тренерам, от всей команды выразить благодарность повару. Когда Владимир увидел повара, то даже немного опешил: вместо привычной массивной фигуры женщины бальзаковского возраста к нему вышла стройная молодая девушка с ясными глазами. Посмотрела эта красавица казачка из станицы Темежбекской на делегата и ... все. Через полгода Вера приняла предложение Владимира стать его женой. Вот так и живут они, как говорится, в горе и радости уже более трех десятков лет.

Было за это время всякое. Много радостного: вырастили двух детей - дочь Лену и сына Лешу. Сейчас их радуют внук и внучка. Алексей пошел по отцовским стопам: стал мастером спорта по тяжелой атлетике, был даже кандидатом в юниорскую сборную страны, сейчас работает тренером в Изобильненской ДЮСШ.

Но хватало в семье Книги и испытаний, в которых главной поддержкой для Владимира Никитовича всегда была Вера. Был такой момент, когда для заслуженного тренера России не нашлось места в сборной, и семья перебивалась на зарплату тренера районной спортшколы. По словам самого В. Книги, в этот момент он не сломался потому, что ни разу не услышал ни слова упрека от Веры. Как ей удавалось содержать семью, никто не знает.

Да и потом эта хрупкая женщина не раз становилась опорой и для мужа, и для всей семьи. Мне рассказывали, как в конце прошлого века вдруг оказалось, что родной для Книги спортивный зал, где его руками и руками его учеников забит каждый гвоздик, неожиданно стал принадлежать частному лицу. Как это произошло - секрет времени и юридических комбинаций. Но ныне действительность такова, что в любой момент ДЮСШ, в которой вырос олимпийский чемпион, может оказаться без определенного места жительства, то есть бомжем. И был случай, когда собственник спортсменов в зал не пустил - задолжали ему арендную плату.

Обворовали и дом знаменитого тренера, без всякой натяжки, являющегося гордостью Ставрополья. Лично меня это шокировало. Я был абсолютно убежден, что не только все трудяги-солнечнодольцы, но и уголовники и даже конченые наркоманы с высочайшим уважением относятся к Книге. А тут такое падение нравов! При этом сперли не только деньги и ценные вещи, но и все награды - как спортивные, так и государственные. Появились неожиданные проблемы у Владимира Никитовича при оформлении пенсии. Мне трудно понять, как могут недосчитать несколько лет стажа у человека, который почти всю свою сознательную жизнь проработал в одном районе?

После окончания спортивной карьеры В. Книга устроился на базу гребного спорта, где работал года три, хотя со штангой связи не терял. Поэтому все восприняли как данность, что, когда Ю. Лагутин оставил должность директора тяжелоатлетической ДЮСШ, ее под свою опеку взял Книга.

Надежда

Спортсмены почти полгода были неприкаянными, и, когда в спортшколу пришел Владимир Никитович, далеко не все и не сразу согласились с его требованиями. А требовал молодой тренер неукоснительного соблюдения дисциплины. Это во-первых. А во-вторых, он предлагал новым своим подопечным изменения в организации тренировочного процесса. Кое-что Владимир Никитович перенял от своего первого наставника
В. Окопного, кое на что натолкнули собственные наблюдения. Вот пример.

Андрей Чемеркин человеком был обязательным и всегда четко выполнял тренерские задания. Но пришло время, и любимый ученик Книги стал меньше времени проводить в спортзале - спешил на свидание. Однако всегда успевал выполнить положенное количество работы.

В. Книга заметил, что результаты у Андрея стали расти. Сперва тренер это отнес на счет эмоций влюбленного парня, но потом понял, что дело не только в настрое спортсмена, но и в спонтанно изменившейся методике тренировок. Теперь Андрей всю работу выполнял в более сжатые сроки. И Книга решил все проверить опытным путем: спортсмены выполняли прежние объемы, но в короткие временные отрезки. Это повышало интенсивность нагрузок.

И результаты пошли обнадеживающие. Чемеркин неплохо выступил на юниорском первенстве страны в Грозном, потом попал в призеры в Кишиневе, а в 1991 году в Минске стал лучшим в СССР в своем возрасте, а чуть позже и в мире.

Так они и росли вместе: один как спортсмен, а второй - как тренер. Ну а вершиной этого сотрудничества стал олимпийский помост Атланты.

И снова любовь

- Ты знаешь, - говорит В. Книга, - в спорте многое зависит от таланта спортсмена и тренера. Это - аксиома. Но годы, проведенные мною в профессии, убеждают, что таланту надо помогать раскрыться. Считаю, что успехи Андрея в определенной степени зависели и от тех людей, кто нам помогал, хотя к спорту непосредственного отношения они не имеют. Прошло уже много лет, и могу честно признаться, что не убежден, выиграли бы мы олимпийское золото без конкретной и многогранной помощи многих людей, в первую очередь героя труда Ставропольского края Андрея Чурикова и Василия Афанасова, которые взяли на себя многие наши заботы, предоставив возможность сосредоточиться исключительно на спорте.

И сейчас мне с моим новым учеником Давидом Беджаняном помогает все тот же А. Чуриков, ставший крестным отцом спортсмена, вынужденного жить вдали от своей семьи, руководитель «Агромаркета» Малик Матаев.

Кстати, интересно появление этого творческого дуэта Книга - Беджанян. Я уже говорил, что после завершения спортивной карьеры Чемеркиным, для Книги наступили непростые времена - он лишился места тренера национальной сборной, хотя продолжил работу в спортшколе. И не бесплодно. Андрей Павленко стал двукратным чемпионом России, обладателем Кубка страны, мастером спорта международного класса. Мастерские нормативы выполнили еще несколько солнечнодольцев. Любой другой тренер мог бы этими достижениями гордиться. Любой, но не Книга. Человек, побывавший на Олимпе, не может для себя ставить планку ниже.

И тут судьба подарила Владимиру Никитовичу новый шанс. Его пригласили в сборную России консультировать подготовку штангистов-тяжеловесов. Он честно делал свою работу, хотя в то время своего спортсмена международного уровня у Книги не было. И однажды на сборах в Анапе к нему подошел Давид Беджанян и попросил, чтобы Владимир Никитович поработал с ним индивидуально. Опытного специалиста удивила целеустремленность и преданность делу молодого спортсмена, который в достаточно юном возрасте отчаялся уехать от отца и матери, оставшихся на Дальнем Востоке, через всю страну на Ставрополье с единственной целью совершенствовать свое спортивное мастерство именно у тренера Андрея Чемеркина - Владимира Книги. Согласитесь, это дорогого стоит.

И вот они вместе четыре года. Все это время Беджанян заметно прогрессирует. Он уже становился двукратным чемпионом Европы, трехкратным - молодежного первенства континента. Ему присвоено звание «Заслуженный мастер спорта». Но Владимир Книга уверен - у парня вполне реальные олимпийские перспективы. Тренироваться он готов хоть круглосуточно, даже иногда остается спать в крохотной комнатушке ДЮСШ. Ну а помочь талантливому парню реализовать свой потенциал есть кому - конструктор спортивных побед В. Книга знает путь к вершине спортивного Олимпа...

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление