Контрольная по «госзаказу». Оценка — «неуд.»
Лариса РакитянскаяНерасторопность и неповоротливость краевых структур, неритмичность размещения заказов для государственных нужд отражались на динамике исполнения бюджета Ставропольского края, а недостаточная подготовленность к исполнению требований закона стала причиной многих нарушений. Такой вывод прозвучал 20 ноября на пресс-конференции председателя Счетной палаты Ставропольского края Андрея Колесникова. Она была посвящена результатам проверки законности, рациональности и эффективности использования средств краевого бюджета органами государственной власти и организациями при осуществлении закупок товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд в 2006 — 2007 годах.
Андрей Колесников подчеркнул, что ни отчет о результатах проверки, ни информация о допущенных нарушениях не содержат никаких политических оценок. Журналисты обрадовались: значит, есть надежда на объективный характер отражения существующего положения дел… В заказах «утонули» Андрей Колесников отметил: Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует на территории Российской Федерации уже около двух лет. Он изменил систему размещения заказов на всей территории страны. Но, несмотря на наличие достаточного времени с момента его принятия, необходимая нормативно-правовая и организационная работа правительством Ставропольского края не была своевременно проведена — новая система размещения заказов для государственных нужд была в целом сформирована у нас лишь к середине прошлого года. Следствием этого стало проведение части закупок вне конкурсных процедур. Дело в том, что по закону система размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставропольского края должна строиться через уполномоченные органы исполнительной власти. У нас таким органом стал краевой комитет по государственному заказу и ценовой политике. К работе в новых условиях его специалисты, как выяснилось, оказались недостаточно подготовлены. Да и объем оказался непосильным: только за 2006-й и первое полугодие 2007 года, по статистическим данным, в работе было более 7500 заказов на сумму около 7 миллиардов рублей! Так что срок их рассмотрения составлял до четырех месяцев. К примеру, на 1 ноября 2006 года (то есть за два месяца до окончания финансового года) из 29 обращений министерства ЖКХСА о размещении заказов конкурсы были проведены результативно всего лишь по трем объектам строительства. Так что в большинстве случаев такая вот нерасторопность приводила к необходимости выполнения работ в осенне-зимний период. А это «тянуло» за собой дополнительные затраты бюджета… Непреодолимая сила – слабый аргумент Андрей Колесников отметил, что одним из распространенных способов размещения заказов в крае является их размещение у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) вследствие так называемой «непреодолимой силы». ОДругими словами, без проведения конкурсных процедур «обошлись» 23 процента проверенных контрактов на общую сумму 211,6 миллиона рублей. Как выяснилось, все ссылки на «непреодолимую силу» — не аргумент «за» неисполнение закона, ведь при таком способе размещения заказов, по оценке Счетной палаты, возможные потери бюджета края только по проверенным контрактам превысили 20 миллионов рублей! Расточительство, получается, налицо! И это при том, что в Гражданском кодексе РФ под «непреодолимой силой» понимаются «чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства». А к таковым, понятно, что можно относить – например, цунами или землетрясение, которых у нас, слава Богу, пока не случалось… Проверки показали также, что в нарушение действующего законодательства министерством ЖКХСА Ставропольского края размещались заказы на выполнение работ по объектам, не включенным в Перечень строек и объектов для государственных нужд края. В результате без достаточных правовых оснований профинансировано строительство объектов на общую сумму около 54,5 миллиона рублей! От произвола чиновника до курьезов Журналисты имели возможность подробно познакомиться с перечнем выявленных Счетной палатой нарушений. Здесь не обошлось без чиновничьего произвола и откровенных курьезов. К примеру, были установлены факты, когда должностные лица комитета по госзаказу и министерства финансов, выходя за рамки предоставленных им полномочий, в ответ на обращения или на письма-согласования государственных заказчиков, излагали свое мнение относительно возможности и целесообразности применения норм законодательства о размещении заказов. Эти самые мнения на практике воспринимались заказчиками как руководство к действию. Так, на основании писем комитета по госзаказу министерством имущественных отношений в 2006 и 2007 годах без проведения конкурсных процедур неправомерно были заключены договоры купли-продажи административных зданий и нежилых помещений на общую сумму 174,7 миллиона рублей. Руководствуясь письмом комитета по госзаказу, комитет по делам молодежи без проведения конкурсов неправомерно заключил в 2006 году два государственных контракта на общую сумму 1979,9 тысячи рублей. Руководствуясь письмом министерства финансов, министерство культуры без проведения конкурса неправомерно заключило государственный контракт на сумму 1483,30 тысячи рублей. И еще один нюанс: при проведении проверки должностные лица комитета по госзаказу, ссылаясь на положения статьи 17 Федерального закона № 94-ФЗ, полностью отказались предоставлять органу финансового контроля Ставропольского края какие-либо документы и сведения, связанные с их деятельностью. Значит, не все прозрачно в королевстве нашем… Не менее курьезным фактом является отказ в допуске к участию в конкурсах на право заключения государственных контрактов на поставку в 2007 году сценического, звукового, светового оборудования для ГУК «Ставропольская государственная краевая филармония» двум участникам размещения заказа ИП Мезенцевой Т. А. (г. Ставрополь) и ООО «Музинвест» (г. Ростов-на-Дону). Им отказали в допуске к участию в конкурсе из-за отсутствия нумерации листов в заявке. В результате единственным участником конкурса признано ООО «Латроникс» (г. Москва) с наибольшей ценой государственного контракта. А между тем в случае признания победителями в данных конкурсах вышеуказанных претендентов экономия бюджетных средств могла бы составить около полутора миллиона рублей. «Ставрополье» приморское и бюджет края Еще один «говорящий» факт. Выяснилось, что министерство имущественных отношений необоснованно оплатило работы по благоустройству территории, прилегающей к Приморскому корпусу № 2 санатория «Ставрополье» — на общую сумму 8,9 миллиона рублей. Бюджетный кодекс РФ такие вещи называет прямо: нецелевое использование средств. Кроме того, в нарушение требований Инструкции по бюджетному учету, недвижимое имущество, безвозмездно полученное в качестве пожертвования Ставропольскому краю от санатория «Ставрополье» в 2003 и 2005 годах и составляющее казну Ставропольского края на сумму 81934,26 тысячи рублей, на балансе министерства имущественных отношений до настоящего времени не учтено. Не оформлены в постоянное (бессрочное) пользование Ставропольского края два земельных участка санатория «Ставрополье» в г. Сочи площадью 5360 квадратных метров и 12000 квадратных метров. При отсутствии правоустанавливающих документов у Ставропольского края на указанные земельные участки министерство имущественных отношений израсходовало в 2006 году и текущем периоде 2007 года на ремонт и благоустройство территории, прилегающей к Приморскому корпусу санатория «Ставрополье», 8 909,35 тысячи рублей, что также является нецелевым использованием средств бюджета Ставропольского края… Итого… Итого в результате выборочной проверки Счетной палаты установлено 213 нарушений законодательства на общую сумму 656 млн рублей. Чаще всего это несоблюдение принципа эффективности и экономности – на 465,5 млн рублей, заключение контрактов без достаточных правовых оснований, что имеет признаки нецелевого использования средств – на 54,5 млн рублей, невостребованные штрафы и пени – на 5,3 млн рублей и так далее. Счетная палата оценила и проект главного финансового документа края на 2008 год. Сравнили «диагноз» нескольких дотационных муниципальных образований после получения трансферта из вышестоящего бюджета и тех, кто зарабатывает сам. Конечно, выгоднее жить дотационникам. Так что городу Ставрополю, к примеру, по-прежнему придется помнить: все, что заработаешь, заберут… По итогам проверки Счетная палата направила свои предложения губернатору и в Государственную Думу края, а также представления в министерства и комитеты — для устранения выявленных нарушений. Предложено также взыскать в доход бюджета Ставропольского края те самые 16,7 миллиона рублей, потраченных не по закону и не по-хозяйски. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю также получило информацию по фактам выявленных нарушений в сфере размещения заказов для государственных нужд Ставропольского края. Материалы проверки направлены в прокуратуру Ставропольского края и ГУВД по Ставропольскому краю. Подготовила Лариса РАКИТЯНСКАЯ.