«Конца света не будет!»

Виктория Байгулова

«Конца света  не будет!»

Ежегодно в адрес этой отрасли приходят десятки тысяч обращений и жалоб от горожан. Её работники асфальтируют дороги, латают крыши, убирают город, отвечают за общественный транспорт и ресурсоснабжающие организации. И редко слышат похвалу в свой адрес. Речь о жилищно-коммунальном хозяйстве. 

Что удалось сделать в прошлом году и почему задач в этой отрасли всегда больше, чем решений, рассказывает руководитель комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя Александр Вальчук.

- Александр Владимирович, социально ориентированные бюджеты (а в 2010 году на «социалку» опять ушло более 70% расходов) имеют один недостаток: отрасли, которые «отвечают» за развитие и благоустройство города, финансируются в этом случае по остаточному принципу. 

Сколько средств «осталось» на жилищно-коммунальное хозяйство города в прошлом году и что удалось за счет них сделать?

- В 2010 году на развитие отрасли было выделено 1 млрд 583 млн рублей (в 2009 году – 1 млрд 329 млн рублей). Это пятая часть городского бюджета. 

Для сравнения: нормативная потребность только ремонта дорог краевой столицы составляет порядка 1 млрд рублей.

Тем не менее, несмотря на системное недофинансирование, именно в дорожном секторе в прошлом году был сделан настоящий прорыв. 

Впервые за последние несколько десятков лет в столице края было отремонтировано сразу 17 важнейших транспортных артерий. Полностью обновлено больше 20 км дорожного покрытия (это десятая часть всей улично-дорожной сети Ставрополя) и 53 километра бордюров. Во время работ было восстановлено около сотни ливнеприемных колодцев - засыпанных щебнем, залитых бетоном, закатанных в асфальт еще в советские годы. До некоторых докапывались лишь на двухметровой глубине. Кроме того, были восстановлены магистральные коллекторы, проходящие под ремонтируемыми улицами. Отремонтированы смежные с дорогами тротуары, приведены в порядок остановки общественного транспорта.

Столь масштабный объем работ стал возможен благодаря участию столицы края в  проекте партии «Единая Россия» «Дороги городов России». В рамках этого проекта  на капитальный ремонт дорог краевого центра в 2010 году было выделено 360 млн рублей. Еще 70 млн направлено из городского бюджета. Таких сумм – 430 млн рублей! - на городскую дорожную отрасль прежде не выделялось никогда. 

- В прошлом году обещали, что проект зайдет прежде всего во «внутрикварталку» – к местам проживания, учебы и лечения горожан. Но не случилось. 

Почему? И когда все-таки дождется своего часа периферия? 

- Первоначально действительно рассматривались предложения о ремонте, в том числе и внутриквартальных улиц. На них планировалось направить 30 процентов средств. Однако утвержденный порядок финансирования из федерального бюджета не позволил намерениям сбыться. 

В 2011 году реализация проекта будет продолжена. Городу выделено 284 млн рублей. При этом предусмотрено двухканальное финансирование, и большая часть средств - 190 млн рублей - будет направлена на ремонт именно внутридворовых проездов и окраинных улиц. 

Кроме этих средств из бюджета города выделено 134,6 млн рублей. Таким образом, общее финансирование дорожной отрасли в городе в этом году опять превысит 400 млн рублей. Это значительные средства, которые позволят, не сбавляя взятых темпов, заниматься ремонтом и реконструкцией как центральных, так и внутриквартальных дорог. 

- Два года назад мэрия взяла курс на восстановление муниципального общественного транспорта. Что конкретно удалось сделать в прошлом году?

- В 2010 году мы пополнили парк автобусов еще на 13 машин. Это автобусы средней и большой вместимости с современными экологически безопасными двигателями. Девять машин - низкопольные, оборудованы пандусами. 

Всего же за последние два года на городские маршруты вышло новых 79 автобусов и 54 троллейбуса.

- А сколько нужно, чтобы потеснить заполонившие город маршрутки?

- Не потеснить, а создать здоровую конкуренцию и предоставить пассажирам право выбора удобного для них автотранспортного средства!

Сегодня вместе со старыми автобусами и троллейбусами в городе работает порядка 130 единиц муниципального транспорта. А нужно не менее 350 единиц транспорта большой вместимости. Только тогда мы сможем расставить их на основных маршрутах с интервалом в пять минут.  

- И как долго этого ждать при существующих темпах?

- Если программа софинансирования из федерального бюджета будет продолжаться в том же объеме, то примерно четыре года. 

Чтобы увеличить пассажиропоток на муниципальном транспорте, в прошлом году было расширено действие городской социальной программы «Льготный проездной». Теперь он предоставляется 11 категориям граждан. Для компенсации выпадающих доходов из бюджета Ставрополя в 2010 году было выделено 20 млн рублей для троллейбусного предприятия и более 14 млн рублей - для автотранспортного предприятия. 

Также добавлю, что на всем муниципальном транспорте в прошлом году была установлена система GPS/ГЛОНАСС, которая позволяет контролировать графики движения и работу водителей в целом.

- И без ГЛОНАССА видно, что в обеденные и вечерние часы пик, когда остановки переполнены, троллейбусы демонстративно заходят в депо, парализуют, кстати, движение по улице Тельмана. О какой «здоровой конкуренции» и вообще антикризисном менеджменте предприятия может идти речь?  

- Дело в том, что сегодня кадровый состав МУП «Троллейбусное предприятие» не позволяет организовать его работу в две смены. Пока троллейбусы работают в одну смену, рабочий день водителей заканчивается в восемнадцать часов, и у них, как и у всех других работников, должен быть обеденный перерыв. 

То, что происходит, – не пример безграмотного менеджмента, как Вы думаете, а серьезный подход к экономике предприятия, которое не может в настоящее время позволить себе самостоятельно пополнять парк машин, увеличивать штатное расписание, оплачивать сверхурочные и прочее. 

Тем не менее отмечу, что сегодня объявлен дополнительный набор водителей, некоторые уже проходят полугодичные курсы подготовки. Так что в ближайшее время предприятие все-таки сможет работать в две смены.

- В ведении комитета находится реализация одного из самых насущных на сегодняшний день федеральных законов (ФЗ № 185), в рамках которого ведется капитальный ремонт многоквартирных домов. Что было сделано в прошлом году и сколько средств Ставрополь получит в этом году? 

- В прошлом году по четвертой и пятой заявкам было отремонтировано 26 многоквартирных домов на сумму 130 млн рублей. 

На сегодняшний день лимиты финансирования краевой адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ставропольском крае...» исчерпаны. Если руководство Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» примет решение о предоставлении дополнительного финансирования капитального ремонта домов в Ставропольском крае, то Ставрополь готов участвовать в реализации этой программы.

- А что же делать остальным жителям? На что рассчитывать?

- Сегодня на федеральном уровне рассматривается вопрос о принятии аналогичных региональных и муниципальных программ. Разумеется, объем их финансирования будет меньше. Возможно и изменение соотношения «5% – жители, 95% - бюджет» в сторону большего вклада собственников жилья.

В то же время люди должны понимать: какой бы ни была бюджетная помощь, она все равно не придет в каждый дом. И вопросы капремонта рано или поздно встанут со всей остротой перед жителями, потому что в соответствии с новым Жилищным кодексом ответственность за содержание жилого фонда полностью лежит на собственниках жилья. Поэтому уже сейчас на общих собраниях им необходимо принимать решения о выделении средств не только на текущий ремонт, но и капитальный. Пусть частично, поэтапно, начиная с самого необходимого, но этот вопрос надо закрывать уже сегодня, не дожидаясь коммунальных аварий.

- Сегодня о коммунальной катастрофе говорят едва ли не чаще, чем о конце света в 2012 году. Как Вы оцениваете состояние отрасли в целом? Действительно ли мы в полушаге от того, когда предельно изношенные инженерные сети, аварийные дома, разбитые дороги превратят жизнь в неуправляемый хаос?

- Я бы не стал так сгущать краски. Один из главных критериев оценки отрасли – ее работа в осенне-зимний период. Он, конечно, еще не завершен, но предварительные итоги будут уместны. 

Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме прошла качественно и организованно. Это позволило обеспечить нормальный режим работы основных инженерных систем коммунальной инфраструктуры, обеспечить безаварийное и бесперебойное движение общественного и городского транспорта в зимних условиях.

Модернизируются системы тепло- и водоснабжения города, пошагово реализуется инвестиционная программа ОАО «Ставропольэнергоинвест», что позволило увеличить надёжность электросетей, снизить аварийность и сократить время переключения потребителей на резервные фидеры. Так что конца света, я думаю, не будет…


Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление