Кошелек или жизнь пассажира?
Наталья БуняеваСуббота. Уже не раннее утро — часов восемь. Мы с супругом едем на дачу. Маршрутка забита под завязку: народ стоит в полный рост — габариты транспорта позволяют. Ближе к площади 200-летия машина «разгружается»: водитель чуть прибавляет скорость, и за поворотом на проспект Кулакова маршрутка снова становится «тихоходом»: в общем, ни шатко ни валко мы приближаемся к месту назначения…
Если бы меня предупредили заранее: вот сейчас смотри внимательно!.. В какой-то момент картинка за окном превращается в замедленное кино: вот на противоположной стороне трассы маршрутное такси, «Газель» «старой» формации (маленькая такая), медленно взлетает в воздух, под ее задние колеса так же медленно въезжает черная иномарка. Маршрутка «перелетает» практически через весь газон и - слава Богу! — становится на колеса. По дороге с грохотом и звоном раскатываются детали иномарки: ее капот смят, фары разбиты, на руле распластался блин подушки безопасности.
В нашей машине народ сперва замер. Потом чуть не в один голос: о Боже! Шок. Еще неизвестно, что с людьми в иномарке, люди в маршрутке (их видно в окна) сидят молча и как будто приклеенные. Может, они кричали от испуга, может, молились, может, матерились… Не слышно нам было. Зато кое-что видно.
Из иномарки с переднего сиденья выскочил парень, побежал было к «Газели», остановился, закрутился у своей машины. В это время водитель маршрутки тоже выскочил из кабины. Он не бросился на помощь машине, заехавшей ему под задние колеса. Он не стал выводить пассажиров! Он вообще не смотрел, что там и как. Проворно нырнул под кузов своей машины, и тут только мы все увидели предмет беспокойства водителя: красный газовый баллон! В момент удара он, находившийся под днищем машины, оторвался. Кто-то видел, что он разошелся по шву, и якобы (я не специалист, да и от испуга думать было нечем) иномарку отбросило струей газа. Вернее — они обе «раскатились» в разные стороны.
…Люди из «Газели» молча выходили и шли на остановку. Кто-то прижимал к уху сотовый телефон, а в общем — все были оглушены этим странным «полетом» через газон.
Поехали мы дальше и буквально через пару остановок увидели следы другой аварии: тут не обошлось без крови. Вокруг разбитой машины стояли полицейские, и было много песка, из-под которого проступала кровь.
Уже ни дачи никакой не хотелось, ничего… Народ переговаривался в полупустом салоне. И тут «наш» водитель с какого-то перепугу разгоняет машину, и мы несемся, как на пожар! Народ буквально закричал: «Ты что делаешь? Тебе мало двух аварий?» На что «рулевой» преспокойно отвечает: у него график! Вот как объяснить этому ненормальному, что у него график, но и у нас тоже график: прожить подольше и умереть в девяносто лет в окружении детей и внуков? Кое-как утихомирили любителя скорости и графиков.
Весь день почему-то хотелось плакать. Видимо, запоздалая реакция на события: если бы сразу как-то выплеснуть эмоции, то, может, и легче было бы…
А теперь вопросы. Я так и не добилась ни у гаишников, ни в центральной диспетчерской: кто, когда и на каких основаниях разрешил устанавливать газовые баллоны под кузов маршруток? Насколько я знаю, в газовом баллоне не менее 250 атмосфер. Это настоящая бомба! Мы же помним, как взорвался баллон в Махачкале: народ свадьбу ждал, пришел на похороны — взрывом разметало и гостей, и двор, и дом. Совсем недавно в Москве взорвался баллон на крыше автобуса — старого «пазика». На жаре взорвался, обошлось без жертв.
В ЦДС, что прямо под нашей редакцией, сотрудник объяснил, что так водители, возможно, экономят. Что? Что экономят, если не секрет? Баллоны просто висят под пассажирскими сиденьями. Много наэкономил водитель, на ходу потерявший эту железяку на проспекте Кулакова? Причин этой потери может быть несколько: «в зад» въехала другая машина, проржавели и стерлись конструкции, укрепляющие баллон, да и сам баллон мог быть искусственно укороченным, вот там, где шов и разошелся.
Никаких нормативных документов не нашлось ни у кого: полицейские вообще не знают об аварии (так сказали), в диспетчерской не было ни начальства, никого, кто бы сказал, что и как там должно устанавливаться.
Так ведь по большому счету меня, как пассажира, как законопослушную гражданку, вообще не должно волновать все это. Пусть с этой аварией разбирается кто угодно. Но за мою жизнь отвечает водитель маршрутки, тот же гаишник. Так должно быть. А на деле… Да никому ничего не нужно: не упустить бы лишнюю копейку! А для этого мы поставим опасные газовые баллоны где угодно: на крыше, под сиденьями, да хоть сбоку, как торпеды прицепим. И не важно, что маршрутке «сто лет в обед», что водитель безответственный, что взрывом может кучу народа разметать… Деньги — наш рулевой!