Край древности и возрождения
Елена ПавловаВ лицее № 35 прошли Дни культуры народов Северного Кавказа «Кавказ — край древности и возрождения». Даже не дни, а целая декада открытий…
Декада открытий
Для гостей, которые впервые оказались, здесь, открытием стал музей этнографии, созданный при непосредственном участии родителей и учеников. Почин принадлежал директору Наталье Симоновой, которая привезла из родного села прапрабабушкину прялку. И ее примеру последовали многие — теперь в экспозиции и вышитые рушники, и тканые полотенца, и деревянные ложки-поварешки, и национальные костюмы, и предметы утвари с крестьянских, казачьих и горских подворий. Но не менее, чем старинные, интересны экспонаты, созданные совсем недавно руками ребят, их пап и мам: деревянные поделки и вышивки, а также миниатюрные национальные костюмы, которые даже «примелькавшихся» Барби и Кэнов преображают к лучшему, превращая их в русских красавиц в праздничных сарафанах, в строгих горянок, в лихих джигитов. Есть и фигурки, которые явно привезены с исторической родины. Например, «изваять» такого колоритного хохла, который, судя по комплекции, является большим любителем вареников со сметаной, может только украинец. С иронией выполнено, но с большой любовью… А рядом томик Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» — наше общенациональное достояние. И вот это открытие должны уже сделать дети - талант, взращенный в каком-то уголке нашей огромной страны, является достоянием не только этой земли, и не только одного народа, он — гордость всей России.
А у гостей Дней культуры народов Северного Кавказа (на выставках и встречах побывали представители администрации города, Общественной палаты, руководители общественных славянских и национально-культурных организаций) было много приятных удивлений. Это и хлеб-соль, которым встречали гостей парни и девчата в национальных костюмах, и профессионализм юных танцоров и вокалистов — солистов школьных ансамблей, и не по-детски серьезные вопросы, которые задавали школьники во время проведения «круглого стола» «Диалог культур»…
Для самого лицея № 35 Дни культуры были, безусловно, событием, праздником, который стал средоточием того, что происходит в будни — причем в ежедневном режиме. Именно здесь вот уже три года работает единственная в крае экспериментальная площадка по формированию культуры межнационального общения. Именно этот опыт полпред Президента в СКФО Александр Хлопонин предложил внедрять во всех субъектах региона.
Формирование культуры межнационального общения — это очень многоаспектный процесс: научный (при помощи и содействии ученых СГУ), педагогический и личностный (в процессе этом занят каждый учитель, каждый ребенок, каждая семья). В лицее учатся ребята двадцати национальностей. И здесь за эти три года научили детей видеть в многообразной национальной палитре светлые и радужные тона. Потому что с первого класса стараются заложить в ребенка главную мысль: нет плохих национальностей, но в каждой есть плохие и хорошие люди. Хороших больше… Нужно только научиться слушать и слышать друг друга, стремиться узнавать традиции и культуру своего и других народов. Для такого познания и самопознания недостаточно даже самых умных учебников, тут необходимо живое восприятие, диалог…
Дни культуры подарили ребятам возможность пообщаться с очень интересными людьми — ветеранами войны, учеными, поэтами. С каким интересом, например, они слушали стихи известного ставропольского поэта, потомственного терского казака Витислава Ходарева, написанные им в Цхинвале всего через месяц с небольшим после чудовищной агрессии, в первый мирный День независимости. Дети, знающие о трагедии Южной Осетии только из телерепортажей, благодаря поэтическому слову смогли почувствовать душу, боль и огромную любовь к своей малой родине не сломленного бедой осетинского народа…
Все начинается с семьи
Дети имели возможность узнать о семейных традициях разных народов непосредственно из первых уст. О них рассказали ребятам руководители национально-культурных организаций и мамы их одноклассников, которые приняли участие в интереснейшем заседании «круглого стола». Женщины разных национальностей просто рассказывали о своих семьях. Ирина Бондарева, например, говорила о том, как проходят в их семействе вечера — за большим столом, где они собираются всей семьей, и все (старшие и младшие) делятся, как прошел у них этот день… Эта добрая русская традиция живет в этой семье уже несколько поколений… Татьяна Котаева рассказала, что, выйдя замуж за осетина, с удовольствием приняла традицию его семьи — подавать на стол сначала старшим, потом — младшим. Так исподволь воспитывается уважение к родителям, к старикам…
– А что делать ребенку, если одновременно позовут мать и отец - к кому первому бежать? — задал вопрос представитель организации народов Дагестана Муса Гаджимирзоев.
Только две женщины считали, что к отцу. Остальные сказали: «К маме»… И Муса Мусеевич их поддержал. На Кавказе сын в первую очередь должен откликаться на просьбу матери — это святое правило…
В лицее очень много детей из смешанных семей — очень дружных, несмотря на то, что родители были воспитаны в разных традициях, исповедуют разные религии. Татьяна Муслимова, например, рассказала, что в их семье чтят и мусульманские, и православные праздники. Муж у нее очень верующий человек, и она старается создать все условия, чтобы он спокойно мог совершать намаз. Сама она всегда в праздники ходит в церковь, и муж в это время остается с детьми… Наталья Вячеславовна с благодарностью вспоминает о своем свекре, который сделал так, чтобы ей, тогда молоденькой русской девушке, стали близки и понятны традиции, по которым веками жили люди в их маленьком горном ауле — причем без всякого давления. Но в этой семье с огромным уважением относились и к русской культуре. Свекор был замечательным человеком и известным в Дагестане педагогом — заслуженным учителем России. Преподавал русский язык. Сейчас школа носит его имя. А сын в память об отце проводит недели русского языка для школьников своего родного Ахвакского района и издает словарь, некогда составленный его отцом: «Русские просторечные и шутливые выражения».
Говорили и дети. Алина Есаян, например, рассказала, как дружно жили ее бабушка и дедушка со своими соседями в Баку. И как потом, когда в республике начался геноцид армян, их спасла та былая дружба. Геноцид творили далеко не все — многие армяне смогли покинуть город только благодаря помощи своих друзей-азербайджанцев.
А на вопрос, в каких традициях ребята, став взрослыми, будут воспитывать своих детей, лучше всех ответила Наташа Шкурина:
– Я буду учить детей тому же, чему учили меня: уважать людей и быть хорошим человеком.
Гости, приглашенные на «круглый стол», были под впечатлением. Ведь на их глазах в простом житейском диалоге говорилось об очень сложных вещах и решалась очень непростая задача разрушения негативных стереотипов. Эти стереотипы зачастую навязываются обществу извне и умышленно. Мы все на себе испытали за три осенних месяца действие технологий информационной войны. Сейчас линия фронта — это культура, образование, история. А семья — тыл. Однако если негативные стереотипы закладываются, то происходит это именно в семье. Поэтому так важно, что на диалог о формировании культуры межнационального общения ученые и педагоги выводят и детей, и родителей - обеспечивают тыл и держат линию обороны, пропагандируя и защищая историю, культуру, традиции народов России — а значит, всей России — единой и неделимой.