«Край света за каждым углом»
Мария ИльницкаяЭта строчка из известного стихотворения не так давно ушедшего от нас русского поэта Юрия Кузнецова звучит как предупреждение, но мы по-прежнему не слышим, будто начисто лишены слуха и потеряли инстинкт самосохранения.
Судно № 401, самый дорогой и комфортабельный в мире пассажирский и почтовый королевский лайнер под названием «Титаник» при стечении невероятной толпы провожающего народа в сто тысяч человек, чуть ли не под аплодисменты вышел из сухого дока Саутгемптонского порта в Белфасте 10 апреля 1912 года и направился в Атлантику. Чтобы уже никогда не вернуться, упокоясь и медленно ржавея на дне недалеко от ирландских берегов, на океанской глубине в четыре километра. Вместе с собой погребя 1513 человек, умерших в основном от переохлаждения, спаслись лишь 711… В эти выходные во многих странах, прежде всего в Ирландии, хотя раньше предпочитали этого принципиально не делать, отметили 100 лет со дня его трагической гибели.
Плавающий дворец (с 29-ю паровыми котлами и суточным потреблением 825 тонн угля), как его еще называли, был впечатляюще красив и подавляюще огромен со своими приметными четырьмя гигантскими трубами над палубами, необычайно гламурен и тяжел, неся в себе только мартеновскую листовую сталь корпуса весом в 26000 тонн, абсолютное новшество по тем временам, и три миллиона заклепок.
Корабль самоуверенно, теоретически считали абсолютно непотопляемым, потому и посчитали лишним в день спуска на воду со стапелей ритуально разбить о его борт традиционную бутылку шампанского «на счастье»; позже снабдить необходимым количеством спасательных шлюпок – оснастили с расчетом лишь на половину пассажиров и членов экипажа. А компания «Уайт Стар лайн», с гордостью судном владеющая после тестового рейда, не провела соответствующего молебна по случаю выхода новорожденного в свет; впрочем, она никогда их и прежде не проводила, считая суеверием.
Почти русское «авось»…
Три года потратили на его строительство, реализацию инженерных замыслов и 7,5 миллиона долларов. Судно было разделено на 16 водонепроницаемых отсеков. И построено оно было так, что если вдруг выйдет по какой-нибудь причине из строя несколько, два-три из них – каждый запирался за 25 секунд, то есть лайнер был с гарантией застрахован, остался бы при любой неприятности на плаву, и беды не случилось бы. Потому что ее не могло быть вообще никогда. Длина корабля 270 метров, ширина – 28, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,5 метра и от киля до труб - 53 метра, словом, одиннадцатиэтажный дом, да и только.
Кто ж знал, что неожиданно вынырнувший айсберг (его приближения не заметил, по некоторым сведениям, вроде бы крепко выпивший капитан с высоким званием коммандор Эдвард Джон Смит), согласно заключению экспертов, протаранит сразу шесть отсеков, которые мгновенно заполнятся водой. А целый полк заклепок под давлением океанской воды сразу дадут течь, и она примется хозяйствовать поначалу в коридорах, а потом и в каждом уголке судна. И корабль быстро пойдет ко дну, по ходу разваливаясь надвое под собственной тяжестью…
Еще при недавнем прибытии в промежуточный на пути порт Квинстаун все было нормально. Догрузили часть богатых пассажиров в 120 человек – стоимость каюты первого класса доходила до $4350, баснословная сумма по тому времени, и почту (23-летний кочегар, правда, в порту сбежал почему-то). А оркестр играл веселую мелодию (он и уйдет под воду полным составом, численностью в 8 человек, как и капитан, не предпринимавший попыток спастись и унеся с собой тайну поглощения или неупотребления алкоголя); в ресторане, самой вместительной кают-компании, под большой шикарной люстрой ел, пил и общался состоятельный люд, шумел на своих нижних палубах менее денежный народ, когда в общем на всех воздухе запахло грозой. Без всяких молний и грома.
На часах было около двенадцати часов ночи. Просто вдруг стали массово убегать от потоков хлынувшей воды, кто-то продолжал барахтаться и кричать от ужаса и страха и вскоре навсегда замолкал от потери сил; кто-то ломился, оттирая вчера еще уважаемых до унижения и демонстративного поклонения дам и господ, прорываясь к шлюпкам: от суматохи и паники они отправлялись от тонущего судна в ледяной крошке незаполненными на половину. А температура воздуха утром на следующий день, в понедельник 15 апреля, падает еще ниже: от 6 градусов по Цельсию до 3,9.
Венки на воде
Небольшой, по сравнению с инженерным и обслуживающим, медперсонал «Титаника» имел под рукой все необходимое для лечения людей – и набор лекарств, и опыт. Главный врач судна ходил по морю-океану 40 лет. Но к такому развитию событий они оказались не готовы, и все погибли, кроме одной-единственной медсестры. В целом из 885 членов экипажа в живых осталось лишь 212… Вспомните катастрофический финал замечательного художественного фильма «Титаник», который был номинирован в свое время на 14 «Оскаров» и получили 11 статуэток, а его кассовый сбор составил в мире более миллиарда долларов.
Главный режиссер этой чудной ленты, покорившей своей фабулой и содержательным мастерством миллионы людей планеты, Джеймс Кэмерон недавно посетил Россию. Он мало того что сообщил о тяжелом для исполнения переводе существующего фильма в более мощный для эмоционального зрительского восприятия формат 3D, но и рассказал о редком – своем понимании не только Атлантического океана (он как раз вернулся из второй по счету глубоководной экспедиции в Марьину впадину).
Во-первых и в-главных, по его мнению, человечество за время собственного существования беззастенчиво, потребительски привыкло относиться к этим огромным пока природным хранилищам воды и варварски использует их; океаны, кажется, стерпят все: и загрязнения нефтью, химическими отходами и разнообразными стоками, и уничтожение промысловых и иных рыб, и уже реагирует зримо исчезающим животным миром. Океаны на пределе и не могут успевать восстанавливаться, все больше экологически разрушаясь.
Чем это чревато – долго рассказывать не надо, достаточно вспомнить изменения климата. Тем более что такое же отношение все еще сохраняется и с землей, ее плодородным слоем. Будем сами питаться бог знает чем химическим, ускоряя свою, и без того депопуляцию, российский народ, например, уже ее испытывает. Экологи, эксперты совершенно не радуют прогнозами, вообще оставляют всем нам лишь десять лет (!), чтобы хоть как-то измениться. Но инерция, увы, высока.
А благодаря гибели «Титаника», если можно так выразиться, были введены изменения в конструкцию и регламент будущих океанских судов, обязательно, например, полное оснащение их шлюпками. На всякий случай. И поминовение жертв катастрофы, происшедшей сто лет назад, прошло наконец в Ирландии. Капитану, проглядевшему айсберг, правда, памятник поставить не планируется. Родственники же погибших молчаливо опустили на воду с побережья поминальные венки…