«Крепкий орешек». День воинской славы России

«Крепкий орешек». День воинской славы России

А слава тех не умирает, кто за отечество умрет.
Г. Р. Державин. «Песнь лирической Россу по взятии Измаила»

«Скорее Дунай остановится в своем течении и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил», — заявил турецкий паша на письмо главнокомандующего русской армией князя Потёмкина, предлагавшего туркам во избежание напрасного кровопролития сдать крепость Измаил. К этому посланию была приложена и «пояснительная записка» генерала-аншефа Александра Васильевича Суворова: «Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление — воля; первый мой выстрел — уже неволя; штурм — смерть. Что оставляю на ваше рассмотрение».
Турция, в силу своих амбициозных планов, побуждаемая Англией и Пруссией, не признавала своего поражения даже после присоединения к России Крыма. Успех объявленной ею войны против России в августе 1787 года был на стороне русских войск. И все же Турция не склонна была к заключению мира, да и отношение к России со стороны многих стран Запада было в то время напряженным. Необходимо было завладеть левым берегом Дуная и продолжать активные действия за Дунаем. Вот здесь-то русские войска и поджидала сложная задача, для решения которой требовалось овладеть кольцом турецких крепостей: Килией, Тульчией, Исакчей и Измаилом. И если первые три были взяты за довольно короткий срок, то Измаил оказался крепким орешком. И овладение этой важнейшей крепостью турок на Дунае имело огромное стратегическое и политическое значение, решающее исход всей турецкой кампании…
Kpeпость Измаил считалась неприступной, «без слабых мест» — по определению самого Суворова. Она была перестроена и укреплена по последнему слову военной инженерии и техники того времени. Главный вал города-крепости был длиной в шесть километров, высотой восемь метров и защищал его с северной, западной и восточной сторон. С юга крепость была защищена Дунаем, внутри города множественные каменные постройки были приспособлены к долговременной обороне. Крепость была рассчитана на большое количество войск, турки называли её Ордукалеси, что означало «армейская крепость». К началу ведения боевых действий ее гарнизон насчитывал тридцать пять тысяч человек и двести шестьдесят пять крепостных орудий.
В октябре 1790 года русские войска осадили Измаил с суши, а речная флотилия заблокировала крепость со стороны Дуная. И все же две попытки русских войск взять Измаил штурмом окончились неудачей, хотя турки понесли большие потери. Сырая и холодная погода вызвала в войсках болезни и вынудила русских генералов
Н. Гудовича и М. Кутузова принять решение отвести свою армию от Измаила.
В сложившейся ситуации, чувствуя неудовольствие Ее Императорского Величества Екатерины II, главнокомандующий русской армией князь Г. Потёмкин принял решение назначить командующим войсками под Измаилом генерал-аншефа Суворова. Предоставив последнему возможность самому принимать решение продолжать осаду или отойти от крепости, «светлейший умыл руки», свалив всю ответственность на будущего фельдмаршала и генералиссимуса…
Вопроса «что делать?» перед Суворовым не стояло. Только штурм. Правда, он прекрасно понимал, что предстоящий бой будет трудным, ведь надо было разгромить целую армию, находящуюся в неприступной крепости. Исход штурма даже великий Суворов не брался предсказывать. «Обещать нельзя, Божий гнев и милость зависит от его провидения», - писал он Потёмкину. Полководец приказал построить подобие Измаиловского крепостного вала со рвом для обучения военных подразделений ночному переходу через ров, взятию вала и удару в штыки. Суворов лично проводил учения и не скрывал от солдат трудностей предстоящего штурма.

«Крепкий орешек». День воинской славы России

18 декабря туркам был направлен упомянутый в начале нашего повествования ультиматум Потёмкина с «запиской» Суворова и их ответ, который Суворов приказал для воодушевления солдат зачитать в каждой роте. Штурм назначили на 22 декабря, однако, чтобы сохранить военную тайну, Суворов письменный приказ не отдал, а ограничился устной постановкой задач каждому командиру.
Это была самая кровопролитная битва за всю мировую историю войн. Гений Суворова замыслил внезапную ночную концентрическую атаку силами сухопутных войск и речной флотилии. И все же осаждённые оказали отчаянное сопротивление, встретив атакующих мощным артиллерийским и ружейным огнём. Да таким, что генерал Кутузов (будущий фельдмаршал) вынужден был доложить Суворову, что его войска дальше идти не могут. Тогда командующий войсками известил своего любимца, что уже послал в Петербург известие о взятии крепости и о назначении Кутузова комендантом Измаила. «Мы друг друга знаем, ни он, ни я не пережили бы неудачи», — сказал Суворов, когда колонна Кутузова первой ворвалась в город.
Солдатам приходилось драться за каждую улицу, за каждый дом. Тяжелые уличные бои продолжались до самого вечера, прежде чем крепость пала. Суворов рапортовал Потёмкину: «Нет крепчей крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший пред высочайшим троном Её Императорского Величества кровопролитным штурмом!». Турки потеряли почти двадцать шесть тысяч убитыми, девять тысяч попали в плен, русские захватили 265 орудий и 345 знамён и бунчуков. Потери штурмовавших крепость — тоже были значительны: погибли четыре тысячи и получили ранения шесть тысяч человек. Из 650 офицеров в строю оставались 250.
Императрица Екатерина II учредила в честь Александра Васильевича Суворова медаль и офицерский крест «За отменную храбрость» для награждения за подвиги при штурме Измаила. К слову заметим, что учреждённый в июле 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны, орден Суворова (знак имел три степени) был высшим полководческим орденом на тот период и вручался командному составу за разработку и проведение боевых операций, способствующих достижению победы над численно превосходящими силами противника.
Взятие крепости Измаил ознаменовало собой не только очередной этап в развитии русского военного искусства, отличительного от западного метода овладения крепостями, но и ускорило окончание войны. Мирный договор 1791 года подтверждал присоединение к России Крыма и Кубани, а новая русско-турецкая граница устанавливалась на юге-западе по реке Днестр, а на Кавказе — по Кубани. Турция также отказалась от своих притязаний к Грузии.
Воды быстрые Дуная
Уж теперь в руках у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ»

Откликнулся на это событие великий Державин в своём бессмертном «Гром победы, раздавайся!».
Хотя история государства Российского очень богата на знаменательные события, взятие Измаила, несмотря на прошедшие века, вошло в неё неотъемлемой частью величия, мужества и героизма русского воина, мощи и славы русского оружия. Отдавая дань уважения нашим великим предкам, храня традиции, Федеральный закон определил 24 декабря Днём воинской славы России, тем самым особо подчеркнув, что победа русских войск при взятии Измаила сыграла решающую роль в истории Отечества, была, есть и будет примером стойкости и самоотверженности русского солдата, его верности долгу, преданности и любви к Родине!
Григорий Варлавин



Последние новости

Все новости

Объявление