Крепостная муза
Ольга МетёлкинаФормально информационным поводом для выхода этой книги могли послужить две круглые даты. Ведь 250 лет назад — 10 апреля 1758 года - в вотчине графа Ф. Апраксина на мызе Суйда в Петербургской губернии родилась дочь крепостного крестьянина Родиона Яковлева Ирина, а спустя семьдесят лет - 29 июля 1828 года — в Санкт-Петербурге скончалась «крепостная женщина чиновника Сергея Пушкина Ирина Родионова». Для большинства читающих россиян это имя хорошо знакомо. С другой же стороны, немногие, наверное, знают биографию знаменитой пушкинской няни. Автор книги «Арина Родионовна», вышедшей в суперпопулярной серии «ЖЗЛ», Михаил Филин восполнил этот пробел, развеяв слухи и домыслы, окружавшие образ «подруги дней суровых» и музы великого русского поэта.
На протяжении восьми глав читатель следит за тем, как сходятся нити судеб семьи крепостных крестьян Яковлевых и дворянского рода Пушкиных, и как затем складывается жизнь неграмотной, во всем зависимой от воли господ женщины. В школьных учебниках личность Арины Родионовны представляется, как правило, всего несколькими предложениями, суть которых сводится к тому, что няня рассказывала Пушкину сказки, а он, в свою очередь, использовал сюжеты в своих произведениях. М. Филин анализирует суть отношений Арины Родионовны и Александра Пушкина. Он в том числе находит ответ на вопрос: почему во всех письменных источниках поэт, а по сути — хозяин крепостной крестьянки, называет ее исключительно с нежностью: «няня», «нянюшка», «мамушка»...
Подробности личной и семейной жизни Арины Родионовны всегда оставались за строчками школьных учебников. Даже то, что было зафиксировано дотошным сельским священником в сохранившихся церковных книгах: венчание с крестьянским сыном Федором Матвеевым, а также крещение сына и троих дочерей. В учебниках ничего не сказано и о том, что, будучи няней у хозяйских детей в Москве да Петербурге, своих собственных Арина Родионовна вынуждена была оставить на попечение родственников. Их встречи были нечастыми и короткими. Может быть, поэтому всю свою нерастраченную материнскую любовь няня отдавала маленьким «пушкинятам». Хотя, пожалуй, Александр Сергеевич был единственным, кто всей душой откликнулся на искренность и доброту Арины Родионовны.
Книга М. Филина дополнена подробной летописью жизни А. Р. Яковлевой (Матвеевой), богатой библиографией и указателем имен. В ней любой читатель, увлекающийся историей русской литературы и просто интересующийся прошлым России, найдет информацию и для ума, и для сердца.