Крымские каникулы
Александр ПлотниковОкончание. Начало в №104, 107, 111, 113 – 114, 159
Горы Крыма не могут наскучить. И пока есть еще не пройденные маршруты, хочется сюда возвращаться. 5 мая мы выходим на двойку в Восточном секторе горы Сокол в Судаке. Она так и называется – левая двойка. Должен сказать, что мы хотели сходить «двойку справа» ещё с Пашкой Пироговым в 2004 году, но что-то тогда не срослось. Сегодня эта двойка для прохождения закрыта. В верхней части на честном слове висит большая нашлёпка весом тонны в полторы. Она «дышит» при нагрузке, обойти её нельзя, поэтому идти по этому маршруту просто запретили.
Я выхожу на эту стену в первый раз и ещё не знаю, к какому открытию она меня приведёт. Но после быстрого прохождения первой части маршрута мы чувствуем себя довольно уверенно.
Восточный сектор Сокола немного напоминает «лягушатник» на восточной стене Сахарной Головы, но это уже «лягушатник» для взрослых, здесь всё серьёзно, есть куда лететь и есть места, где совершенно не хочется падать.
Крымский альпинизм начинает меня потихоньку «забирать». Подходов почти нет, короткие сложные маршруты, тепло, но не жарко, к началу пути можно приехать на машине.
Сами маршруты доставляют огромное удовольствие, они пробиты стационарными шлямбурами, для их прохождения нужен минимум железа, в основном это набор оттяжек, фрэнды, gri gri для страховки и спуска, несколько карабинов. Ну и конечно, специальная обувь, без которой тут местами будет весьма не по себе.
Я взял две пары скальных туфель, но обе уже пора ремонтировать. Одна пара красноярских, привезённая ещё в 1996 году Андрюхой Кругловым, очень тесная, годится только для скальных маршрутов. На альпинистских в ней делать нечего, два-три часа в этой обуви просто не выдержать. Вторая пара туфель подарена моим другом Витькой Рыбьяковым. Эта чешская обувь идеально сидит на ногах, но одна туфля лопнула на носке.
Ремонтировать обувь я собирался уже несколько лет, ну и дотянул до момента, когда стало поздно. Так что лезу аккуратно, стараюсь не «шоркать» носками, потому что запасной спецобуви с собой больше нет.
Сегодня очень красивое море, оно серебрится под солнцем, и на него можно смотреть бесконечно.
Мы лезем довольно быстро, очень громко разговариваем и смеёмся. Рядом с нами работает группа новичков на единичке. Я слышу, как первый долго забивает крюк над полкой, и наш хохот перемежается с ударами его молотка: ха-ха-ха… дюк, дюк, дюк…
Мы выходим на «крышу», отсюда хорошо видно крепость. Там уже начали косить траву, и скоро она станет привычного жёлтого цвета. От начала маршрута до его завершения проходит всего 1 час 50 минут. Мы в шоке от собственной скорости и смелости, и, похоже, нас это окрыляет. Мы быстренько маркируем верёвку, убираем лишнее в рюкзаки и спускаемся по тропе к Чёртову Пальцу. Красота просто неописуемая. И если на маршруте снимать было некогда, то здесь хочется оставить на память несколько кадров. Я гоню Жеку на полку сделать кадр с Чёртовым Пальцем, чтобы был понятен размер этой небольшой скалы. Что ж, отличное завершение восхождения, мы довольны. Усталости нет, зато есть чувство счастья оттого, что ты в Крыму, делаешь то, что тебе нравится, и у тебя всё получается.
Мы выходим на перемычку между Восточной стеной и Чёртовым Пальцем, и я вижу знакомую сосну, которую уже фотографировал в 2004 году. Решаю повторить свой кадр, хотя, конечно, не помню точной компоновки. Прошло 17 лет, а сосна всё ещё стоит. Она потеряла почти все мелкие ветки, посерела, но всё ещё здесь. Глядя на неё, я понимаю, как много времени прошло с тех пор.
Когда приезжаем в Судак, приходит весть о том, что на Эльбрусе погибли наш друг Серёга Рудешко и девушка, которую он вёл наверх, Елена Корнеева. Серёга в 2001 году отвозил в Москву документы для оформления моего маршрута на Токмак. В тёплом и ласковом Крыму мы вспоминаем, что в горах сейчас идёт снег, очень холодно, а на Эльбрусе бушует настоящая метель. Мы поминаем Серёгу, всегда горько осознавать, когда уходят старые друзья, альпинисты. Царствие тебе небесное, Серёга! Мы будем помнить о тебе всегда.
6 мая у нас должен быть день отдыха. Хочу съездить на Белую скалу, я никогда там не был. Но Жека тянет меня на стену, сходить мультипитч, пятёрку. Какой мультипитч? Давай лучше отдохнём! Но Жека настойчиво везёт нас под стену и тычёт в неё пальцем. Вон, видишь, это Менуэт, пятёрка? Но я не разделяю его энтузиазма, мне не кажется, что мы готовы к такому сложному маршруту.
Мы подходим под маршрут. Прямо перед нами работает двойка. Первого я не вижу, он уже ушёл за перегиб, но, пока разминаюсь, внимательно наблюдаю за вторым. Это крупный (под два метра ростом) парень, он довольно напряжённо идёт первую стену. Я смотрю на него внимательно и пытаюсь понять: он слабо лезет или это настолько сложный участок? Судя по зацепкам, скорее всего, второе.
Когда он уходит, я подхожу к стене. Это самый сложный кусок, 5С+, с пассивными зацепками. Все они хорошо видны, на них следы свежей магнезии.
Радует то, что мультипитчи полностью пробиты шлямбурами. Не через 10-12 метров, как на альпинистском маршруте, а через каждые три-четыре метра. То есть для прохождения маршрута не нужно никакого дополнительного железа, только набор оттяжек и верёвка.
Я ввязываюсь в верёвку, беру одну оттяжку в зубы и лезу к первому шлямбуру. Да, зацепки пассивные и лазанье напряжённое. Я подхожу к шлямбуру и вщёлкиваю карабин оттяжки в ухо шлямбура. Ура, можно немного отдохнуть! Ещё три таких перехода – и стена начинает ложиться. Я выхожу на всю верёвку и делаю станцию. Мы выходим на «крышу» за 2 часа 10 минут и не верим сами себе. Заглядываем на стену и удивляемся собственной смелости. Похоже, сегодня мы прыгнули выше своей головы. Как нам это удалось, не знаю, но факт налицо.
Основной вывод, который я делаю на этой стене, прост. Пробитый маршрут даёт тебе чувство уверенности. У тебя нет страха, ты не боишься упасть. Я понимаю, что Восточная стена Сокола идеальна для того, чтобы проскочить психологический барьер между простыми и сложными маршрутами. Она даёт мне опыт, которого я так и не получил в альпинизме. Жаль, правда, что так поздно. Завершается ещё один день в Крыму. День, наполненный счастьем победы и верой в собственные силы.
Седьмого числа мы снова выходим на маршрут. Наша цель – единичка в Западном секторе. Мы хотим не только посмотреть, что такое – этот самый Западный сектор, но и какова на ощупь альпинистская единичка в Крыму. После вчерашней пятёрки это не очень серьёзно, но вчера у нас по плану был отдых, а сегодня именно единичка. К тому же сегодня Жека работает первым, а я иду пассажиром и стою на страховке. Маршрут называется «Стенка Гамми». Западный сектор, это три больших лотка, разделённых в верхней части гребнями. «Стенка Гамми» идёт по левому лотку.
Мы подъезжаем на машине к тропинке, ведущей на Сокол из Нового Света, и поднимаемся к перемычке со старым маяком. Открывается бухта Нового Света, она уже освещена солнцем, но на Западную стену оно придёт нескоро. Выходим на полку к началу маршрута и встречаем группу из Нижнего Новгорода. Они любезно соглашаются пропустить нас вперёд, мы надеваем системы и в четыре верёвки идём по маршруту одновременно. Пересекаем лоток, обходим «мульду» слева и поднимаемся в верхнюю часть лотка. Здесь меняемся местами, и дальше первым идёт Жека.
В этот раз по маршруту идём в кроссовках, скальные туфли у нас с собой есть, но пока никакой необходимости их надевать мы не испытываем. Лоток достаточно пологий и гладкий. Он становится опасным в одном случае – если начинается дождь. Тогда здесь очень быстро собирается горный поток, который несёт в себе камни и прочий мусор.
Впереди уже видна стенка. Это ключ маршрута. Мы подходим поближе, делаем станцию на дереве, и Жека лезет на стену… в кроссовках. Надо сказать, что у него специальные альпинистские кроссовки с жёсткими обрезиненными носами. Они сидят на ноге не так плотно, как туфли, но всё равно гораздо лучше любых обычных кроссовок и уж тем более – ботинок.
Я внимательно наблюдаю за его действиями. В одном месте он останавливается, долго ковыряется, разговаривает сам с собой, потом всё же этот участок проходит. За перегибом стена ложится, верёвка начинает уходить быстрей, и я успокаиваюсь. Выхожу по стенке с верхней страховкой, в кроссовках, и вижу, почему Жека здесь немного застрял. На этом месте надо сделать огромный шаг, почти шпагат, через большое гладкое «пузо», на котором нет ни одной зацепки. Полагаю, что именно поэтому у маршрута такое странное и весёлое название.
Внизу над морем показываются клочья тумана. Это несколько неожиданно. Но нам уже бояться нечего, даже если пойдёт дождь. Ключ маршрута мы прошли, и дальше можем двигаться не только одновременно, но и без верёвки. Из-за гребня выглядывает солнце, не сказать, что мы замёрзли, но солнце – это приятно.
Чем выше мы поднимаемся, тем дальше открываются горные виды на запад. Снова показывается бухта Нового Света. Почти одновременно с нами на вершину поднимается семья с детьми. Они устраиваются на краю пропасти, мирно беседуют и созерцают пейзаж.
Смотрю вокруг и думаю о том, что завтра надо уезжать домой. Ехать не хочется, я остался бы ещё на месяц… год, а лучше навсегда. Мне нравится в Крыму, жаль, что я здесь чужой.
Сегодня необычайно красиво. С моря ползут туманы, время от времени переваливая через гору. Мы слегка перекусываем и бежим вниз. Всё, что хотели сделать за эту поездку, мы сделали. Надо что-то оставить и на следующий раз. Вопрос только в том, будет ли этот «следующий раз»?
Я смотрю в глубокую воду Чёрного моря и думаю: смогу ли приехать сюда когда-нибудь ещё? Приехать… через пятнадцать лет, глубоким стариком, не способным пройти альпинистский маршрут, но умеющим радоваться…
Найду ли в себе мужество жить, детское ощущение трепета и полноты жизни?
Смогу ли ещё раз подняться над собой?