Кто, кого и как спасает?
Наталья БуняеваВ Ставрополе прошли уникальные по масштабам тактикоспециальные учения «Действия подразделений ГИБДД, аварийноспасательных формирований МЧС и Службы медицины катастроф при ликвидации последствий ДТП».
сть, конечно, у нас в городе люди, на своем горе убедившиеся, что такое неорганизованность, боязнь, а порой и абсолютное равнодушие к судьбам тех, кто зажат в искореженной машине и умирает от боли и потери крови. Да что мнето уж далеко ходить! Случалось в моей жизни и такое: ехала на работу в легковушке. На перекрестке в «спину» новеньких «Жигулей» врезался «Москвич», управляемый стареньким, полуслепым (!) инвалидом. Нашу машину смяло так, что восстановлению она уже не подлежала. Водитель из салона выскочил, размахивая руками, чтото кричал, а потом рухнул на асфальт. Я оказалась зажатой на переднем сиденье с травмированной шеей. Было даже не больно, было – никак. Все онемело, налилось свинцом. Зеваки, собравшиеся на обочине, наперебой уверяли друг друга, что авто вотвот взорвется, но почемуто не отходили от искореженной машины. Но самое страшное – до приезда «скорой» ни один «гаишник» даже не попытался оказать помощь ни мне, ни водителю, лежащему на дороге. Они ПРОСТО стояли и смотрели! Прошло 12 лет, а я до сих пор это помню, есть такой маленький «счётец».
Ну, собственно, длинная личная история как раз и есть суть учений. Научить людей, оказавшихся на месте трагедии, оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь, грамотно «рассортировать» пострадавших, правильно транспортировать. Так, чтобы не причинить дополнительной боли, а возможно, и отодвинуть смерть. Хотя бы на расстояние «до больницы».
Легенда проста: автобус со студентами сталкивается с российским «джипом» «Нивой». Окраина Ставрополя, сгорающая под палящим солнцем, временно превращается в «федеральную дорогу «Кавказ». В салоне раненые и погибшие. В машине – женщина, зажата между рулем и сиденьем. Вообщето, для ребятстатистов это как игра. Для спасателей – нет. Раз за разом они повторяют и прорабатывают «на жестах» свои действия: я беру так, ты перехватываешь эдак, и так до команды к началу учений. Для спасателей это каждодневная работа, и все отрабатывается до автоматизма.
Вот: столкнулись! Из автобуса раздаются крики. Мимо проезжает «Мерседес». Останавливается. Молодой водитель подбегает к пострадавшим, заглядывает в машину, автобус. Для достоверности – растерянно мечется по дороге. Затем, «собравшись» с мыслями, вызывает милицию. Для тех, кто не знает: все экстренные службы с мобильных телефонов набираются так: 010, 020, 030, 040…
ашина сотрудников ГИБДД появляется довольно быстро. Милиционеры входят в салон автобуса, осматривают пострадавших, когото успокаивают, параллельно вызывают спасателей, скорую медицинскую помощь. Тут же оцепляют район трагедии, проводят так называемую локализацию. Приезжают пожарные, тушат возникший очаг возгорания. Практически одновременно прибывают первые экипажи «скорой» и спасатели из Ставропольского территориального отряда ПСО МЧС. И врачи, и спасатели действуют слаженно: врачи начинают сортировку, спасатели с помощью спецоборудования извлекают женщину, зажатую в салоне авто. Медики в это время проводят осмотр, раскладывают пострадавших на обочине дороги. Вот и подкрепление: к месту катастрофы на большой скорости подъезжает автомобиль территориального центра медицины катастроф. Работа кипит. Машин все больше и больше. Срабатывает так называемый принцип «золотого часа» и «золотого кольца». То есть – за час можно спасти людей. Это не оспаривается. Но, к сожалению, зачастую в этот святой, в общемто, час и проявляется бездействие и страх очевидцев. У нас все машины движутся в одном направлении: любое встречное движение тормозит работу, а может стать и виновником нового ДТП. Вот все рассортированы, когото уже отвезли в больницу, ктото покинул нас навсегда… Остаются «тяжелые» те, кого нужно отправлять на вертолете. В небе стрекочет железная стрекоза. На ее борт бегом несут пострадавших, в их роли манекены. Последними увозят тела погибших. Ребятам, их изображавшим, пришлось хуже всего: солнце палило немилосердно, никакие козырьки и темные очки не спасали от солнечных ожогов. «Трупы» как раз и загорели…
Мне показалось, что учения закончились за полчаса. По сценарию – 1 час 15 минут. Возможно, что, наблюдая за скоростью и хорошей работой спасателей, медиков и милиции, многие просто потеряли счет времени.
чения прошли на высоком уровне, и это, безусловно, понравилось. Не понравились разговоры за спиной. Наблюдать за учениями прибыли представители почти из 60 регионов. Спасатели, врачи, милиция, предприниматели… Было ощущение: завидуют. Ну вот почемуто у нас так хорошо получилось!.. Как же они «промухали» возможность проведения у себя таких мероприятий? За спиной говорили о том, что это всего лишь учения. Отчасти соглашусь: читай выше. Меня когдато «спасали» часа три. За это время водитель машины, разбитой пенсионером, превратился в молодого инвалида: в организме произошли необратимые изменения…
нашем случае наблюдатели правы в одном: где набраться таких сознательных людей, способных не только поглазеть (ой, что это тут?), но и грамотно набрать номер экстренных служб. Я расспрашивала тех же наблюдателей. Из них только двое из десятка знали, как вызывать подмогу. Дальше. Наши службы славятся своей несогласованностью: ну не мое это дело – раны перевязывать! Я милиционер, и ничего больше! Опыт многих стран, особенно нелюбимой нами Америки, показывает, что наиболее эффективно работают те, кто может все. А там все всё могут! Пожарный – принять роды, наложить жгут, а порой, и запустить остановившееся сердце. Плюс к этому – собственно тушение пожаров, помощь старушке при переходе через улицу, спасение всяких там кошек… Кто из наших способен на такое? Да почти никто! Только с недавних пор все сотрудники ГИБДД проходят первоначальную медицинскую подготовку. Следующий момент. А чем, собственно, спасать? На учениях показали и специальную переносную рентгеновскую установку, и специальные носилки. Любопытство меня погубит: я улегласьтаки в носилки. Пластиковая штука, как мешок, из толстого полиэтилена. Внутри некая субстанция, похожая на шарики для сушки обуви, маленькие такие пакетики в пачках, вкладываемые в коробки. Уложив пострадавшего с переломом позвоночника, костей таза, конечностей (это я!), спасатель откачивает воздух из «мешка». Носилки сжимаются, твердеют и становятся едва ли не «гипсом на все тело». Меня потом из носилок с трудом вытащили: так плотно эта штука обхватывает. Все хорошо, но вот незадача: носилки существуют в природе, но не в багажниках автомобилей спасателей, милиционеров, врачей. Для того чтобы на дороге помощь могла оказываться без промедления, в нашей большой стране КАЖДАЯ спецмашина должна быть укомплектована одинаковыми наборами для спасения. Должен быть создан обменный фонд: приехали пожарные, упаковали в свои носилки, отправили в больницу. Тут же машина «скорой» отдает свои носилки пожарным и так далее… Этого нет. Думаю, скоро не будет: где предприятия, изготавливающие спецсредства для спасения людей? Не перекупающие по бешеным ценам за границей, а свои, российские? Чтото о них не слышно. Те же создатели «суперносилок» говорили, что денег на большую серию нет. А если и появятся, и производство заработает с сумасшедшей скоростью – все равно все будет закупать Москва, а потом распределять по регионам. Комуто больше, комуто меньше, а комуто вообще ничего…
Не так давно наш президент громко удивлялся: на дорогах гибнет столько народу! Практически небольшой российский город… Ну правильно, а чем спасатьто? И кому? Зачастую виновники аварии, да и просто свидетели, посмотрев на драму, уезжают от греха: по судам потом набегаешься… Это тоже проблема, и о ней тоже много говорили наблюдатели.
В Ставропольском крае в прошлом году зарегистрировано почти 3 тысячи ДТП, погибли более 500 человек, около 4 тысяч получили ранения. Впечатляет, правда?