Кто справится с должниками?
Тамара КоркинаКолонка главного редактора «Вечернего Ставрополя» «Чертова дюжина», опубликованная 17 ноября, буквально взбудоражила горожан, ощутивших полное созвучие своей боли с раскаленными газетными строчками. А речь в них шла о тех, кто живет в многоквартирных домах и годами ни за что не платит. В прежние времена такие финансовые вольности в поведении соседей никого не волновали. И государство дотировало наше проживание, и жилищно-коммунальные услуги стоили копейки. Теперь нам надо содержать дом самим - и те, кто носятся с ложкой, игнорируя сошку, становятся сильным социальным раздражителем. Это подтвердили многочисленные звонки в редакцию, сообщения, что «идет массовая читка про должников» в том или ином дворе.
Машина работает, но вхолостую
Среди тех, кто откликнулся на публикацию, была старшая дома 62/1 по улице 50 лет ВЛКСМ Валентина Буняева.
- У нас четырехподъездная девятиэтажка. История та же: ежегодно мы не можем направить на содержание и текущий ремонт дома 130 - 140 тысяч рублей, они числятся за неплательщиками. А всего долг вместе с коммунальными услугами на сегодня составляет 563 тысячи рублей.
Узнав, что Валентина Александровна всю жизнь проработала экономистом, в том числе 18 лет на «Сигнале», я пригласила ее в редакцию. Дотошно разбирающиеся в цифрах люди - золотой фонд для всех нас, в основе своей экономически безграмотных и равнодушных.
Изучив ее толстенную папку с множеством ответов из самых разных ведомств, прихожу к выводу, что законным путем заставить бессовестных соседей оплачивать свое проживание в доме весьма затруднительно.
Вот две муниципальные квартиры, сдаваемые внаем. Их совместный долг - около трехсот тысяч рублей. Где только не была старшая по дому, требуя от собственника – муниципалитета - принять соответствующие меры. Администрации - городская и Промышленного района - замкнули ситуацию на городском расчетном центре, в обязанности которого входит работа с неплательщиками. Ответ по обеим квартирам примерно одинаковый: «вынесен судебный приказ о взыскании задолженности, который был получен службой судебных приставов 17.10.2008». За три года служба ничего не сделала, поэтому «в настоящий момент направлен запрос о ходе исполнения производства». Еще один ответ за подписью генерального директора СГРЦ С. Фоминой. В нем фигурируют другие квартиры, но суть примерно та же: исполнительный по ним находится «на принудительном исполнении в службе судебных приставов - исполнителей, … удержания до настоящего времени приставами не произведены, направлен запрос приставам о предоставлении отчета о проделанной работе». Вроде машина и работает, но абсолютно вхолостую, неплательщики даже и не дрогнули.
Видя бездействие судебных приставов, Валентина Александровна сама обратилась в ведомство с просьбой предоставить ей информацию о взыскании задолженности в семи квартирах дома. Ей ответили из УФССП, что сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник, а поскольку она не является стороной исполнительного производства, дать ей информацию не представляется возможным. А старшая по дому между тем уполномочена жильцами отстаивать их интересы.
Один выход - мордобой?
Чиновники от ЖКХ на федеральном уровне посчитали себя, наверное, великими и ловкими деятелями, объявив, что теперь все бремя по содержанию многоквартирного дома переложено на плечи жильцов. Уроки коллективизации были начисто забыты. Это касается и общедомовых приборов учета ресурсов. Первоначально о них заговорили как об инструменте поиска слабых мест в организации ЖКХ. Теперь поставщик ресурса довольно потирает руки: я на дом воду, свет дал, а как вы там будете расходовать, кто платит, кто не платит - сами разбирайтесь. Ну и как разбираться? Все, кто регламентировал жизнь в многоквартирном доме, в том числе и законодатели, возможно, и не предвидели такие ситуации. Они, ясное дело, и не подозревали, что в стране много людей, не желающих платить за ЖКУ, что в каждом доме масса кулибиных, умеющих заставить вспять крутиться счетчики.
Мне на днях знакомая рассказала такую историю: ее приехавший из-за границы сын занялся съемом квартиры через риэлторские агентства. Один из риэлторов, желая создать привлекательность платежа за ЖКУ, убедительно наставлял: вы можете хорошо сэкономить, если купите магниты на водяные приборы учета и специальные устройства на электросчетчики. Назвал цену и места, где эти устройства продаются. Об общедомовых приборах учета ресурсов и о том, что при воровстве одних другие за них платят, этот товарищ то ли не знал, то ли сознательно это обстоятельство игнорировал.
Поэтому неудивительно, что многие дома сейчас, как котлы, которые вот-вот взорвутся.
Валентина Александровна ходила в «Горэлектросеть» - помогите отключить свет у должников, ведь деньги-то они должны вам. А в ответ: мы ни при чем, сами разбирайтесь. И в этом доме, и в других пробовали разбираться: отключали электроэнергию в квартирах должников. И что? Они тут же демонстративно подключали, не имея никаких санкций за самоуправство. Люди, старшие по дому бессильны перед хамами.
Ну и кто после всего этого в доме хозяин? Да кто угодно, только не жильцы. Им остается всего-навсего малоэффективное и чреватое тяжелыми последствиями действие - мордобой. А если послушать, как нагло, издевательски ведут себя закоренелые злостные должники, то до него не так уж и далеко.
Сейчас многие надеются на новые правила предоставления коммунальных услуг, в которых предусмотрены меры воздействия на неаккуратных плательщиков. Им будут отключать воду и прочие коммунальные ресурсы, причем обозначены жесткие сроки неплатежей. Теперь вроде не открутишься, как сейчас: заплатил пять из двухсот тысяч долга - и опять живи спокойно. Либо платишь, как все, либо живи без света и воды. Но кто все это будет делать и в каких боях? Тут уж поживем - увидим.