Кто у кого на обслуживании?
Тамара КоркинаДеятельность управляющих компаний — один из ключевых вопросов жилищно-коммунальной сферы. Внимание к нему тем острее и пристальнее, чем грамотнее становятся собственники помещений, чем активнее они поворачиваются лицом к нуждам своего общего хозяйства - многоквартирного дома. И в этом плане интервью с заместителем председателя Ставропольской городской Думы Виктором Надеиным, безусловно, вызовет интерес большинства наших читателей. Виктор Викторович возглавил депутатскую комиссию по проверке расходования одной из управляющих компаний муниципальных средств, направляемых на нужды многоквартирных домов.
— Виктор Викторович, начнем, наверное, с самого начала: почему Дума озаботилась этим вопросом?
— В работе представительного органа муниципального образования главенствуют два направления. Первое — создание норм и правил, по которым должна осуществляться жизнедеятельность муниципалитета. Второе — контроль за расходованием муниципальных средств и использованием муниципального имущества. В прошлом созыве мы внесли изменения в положение о контрольной деятельности Думы и предусмотрели в том числе такие формы контроля, как депутатская проверка, привлечение независимых специалистов, аудиторов.
Так что проверка управляющей компании с привлечением аудиторской компании — первая в практике городской Думы. Совместно отработали депутаты, сотрудники контрольного комитета, независимые эксперты. И в результате получили интересную картину расходования муниципальных средств.
— Почему выбор пал на общество с ограниченной ответственностью УК «ЖЭУ-9»?
— Мы решили взять стабильного середнячка: вроде и много жалоб на ее деятельность не было, и в числе лидеров она не значилась. Целью мы ставили выработку алгоритма проверки расходования муниципальных средств управляющими компаниями. Речь идет о выделенных денежных средствах на капитальный ремонт многоквартирных домов и установку общедомовых приборов учета. В целом хозяйственную деятельность частных управляющих компаний проверять мы не имеем права.
— И что же выявилось в ходе проверки?
— Много такого, о чем можно сказать, что это на грани абсурда. В ООО УК «ЖЭУ-9» учредителем является физическое лицо — 76 процентов и Городской расчетный центр — 24 процента. В свою очередь, в ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» муниципалитет имеет 90 процентов в уставном капитале. То есть опосредованно в ООО УК «ЖЭУ-9» есть также доля муниципального образования.
Что сразу привлекло внимание проверяющих? ООО УК «ЖЭУ-9» находится в одном здании с МУП «ЖЭУ-9», это созвучие сразу всех насторожило, вряд ли оно случайно. Второе: несмотря на то, что помещение принадлежит муниципалитету, оба предприятия не платят ему ни копейки за использование помещения. При этом здание никому в безвозмездное пользование не выделялось.
Дальше - больше. На обслуживании ООО УК «ЖЭУ-9» находилось 116 домов, с которыми у него имеются договоры. Соответственно, все дома платят за содержание и техническое обслуживание ООО УК «ЖЭУ-9».
А у него в штате на момент проверки было всего пять человек административного персонала. Возникает вопрос: как они могут обслуживать больше сотни домов? Кто из пяти человек административного аппарата ООО будет красить, мести, убирать? Оказывается, частная компания заключила договор подряда, по которому фактически все работы выполняет МУП «ЖЭУ-9». Деньги жильцов идут в ООО, а оно направляет их за большим минусом МУПу на работы по содержанию домов. Прибыль МУПа минимальная, от его деятельности город получает 40 — 70 тысяч рублей в год. Фактически коллектив, имущественный комплекс МУПа работают на частную организацию.
— Но таких компаний в городе великое множество, для кого это новость?
— Для депутатов было главным — вскрыть и обнародовать эту ситуацию. Вопрос был рассмотрен на заседании городской Думы, депутаты приняли решение передать результаты проверки в правоохранительные органы и прокуратуру. Их интересует, имеются ли в действиях фигурирующих лиц уголовно наказуемые деяния.
— Какие моменты еще заинтересовали проверяющих?
— Их немало. Генеральный директор ООО УК «ЖЭУ-9», собственник 76 процентов доли в своей компании, является одновременно и главным инженером МУПа «ЖЭУ-9». Совмещает должности в ООО и МУПе и главный бухгалтер.
Помимо жилого фонда в домах есть и нежилые помещения. ООО получает с них деньги за содержание и ремонт, оставляя их полностью себе. МУП не получает ни копейки, хотя именно оно обслуживает нежилые помещения наравне с жилыми.
Выявилось много нарушений, касающихся избрания жильцами способа управления. По документам во всех многоквартирных домах на собраниях была стопроцентная явка. И все единогласно голосовали за то, чтобы домами управляло именно ООО УК «ЖЭУ-9».
Теперь что касается капитального ремонта и установки общедомовых приборов учета ресурсов. Деньги на проведение работ ООО получает от муниципалитета и самостоятельно проводит конкурс по отбору исполнителей. Тут мы увидели четко отработанный механизм недопущения ненужных подрядчиков. Объявляется конкурс-аукцион по отбору подрядчиков, в «Вечерку» направляется письмо, в котором срок подачи заявок — три — пять дней, тогда как по закону - 30. Что может сделать за три дня потенциальный конкурсант? Ему надо приехать в ООО, взять заявку, подготовить документацию. Отведенный срок для всего этого слишком мал.
Второй момент — занижаются цены на выполняемые услуги. Ставится цена, конкурс выигрывает какая-то организация, с ней заключается договор на 190 процентов от той суммы, которая заявлялась в печати. Скажем, в прессе заявляется объем работ на 1 миллион 700 тысяч рублей, подрядчики отсеиваются, понимая, что эта сумма никак не может покрыть их затраты. А контракт на самом деле заключается с выигравшим конкурс на 3 миллиона 200 тысяч. В акте выполненных работ значится цифра 2 миллиона 700 тысяч. Бюджет сэкономил 500 тысяч рублей? Однако выплаченная сумма на миллион рублей больше первоначально заявленной на конкурсе. Такая ситуация и по приборам учета - оплачивается в полтора раза больше первоначально заявленной суммы.
При проверке выяснилось, что ООО УК «ЖЭУ-9» участвовало в муниципальных программах по иным видам работ. Среди них - содержание подземного перехода, ремонт детских площадок и так далее. Во всех контрактах указано, что работы ООО УК «ЖЭУ-9» должно выполнить своими силами, своей техникой, без привлечения иных лиц. А что получается на самом деле? ООО выигрывает конкурс, заключает договор субподряда и перечисляет деньги организациям, которые выполняют работы. В договорах субподряда имеются формулировки, в соответствии с которыми субподрядчик выплачивает ООО компенсацию — от двух до 10 процентов от объема выполненных работ. Это есть не что иное, как легализация откатов.
— Но это же хорошо отлаженный механизм, действие которого знают все.
— Для меня тоже нет никаких открытий. Но почему мы все знаем и все молчим? Нам открыто врут, внаглую обирают жителей города. Я понимаю, что коррупцию не победить, но противостоять этому надо всем, в том числе и жильцам. Тратятся миллиарды государственных, муниципальных рублей, средств налогоплательщиков. Проведя определенный анализ расходования тех денег, которые были спущены Москвой на реализацию 185-го закона, я считаю, что на них можно было капитально отремонтировать гораздо большее количество многоквартирных домов и значительно улучшить условия проживания горожан.
Мы попытались пойти дальше, проверить реальность актов выполненных работ. И не смогли этого сделать, потому что ни на один отремонтированный дом в ООО УК «ЖЭУ-9» нет технической документации. Здесь прямое нарушение требований комитета Госстроя России о том, что каждая эксплуатирующая организация должна иметь технический паспорт объекта. В нем должны быть указаны все параметры дома, в том числе протяженность, диаметр труб отопления, водопровода и так далее. Аудиторы должны сличить обозначенные в актах работы с техническим паспортом, а его нет.
— Сколько же мы пишем о том, что дому необходимо иметь технический паспорт, это волнует многих собственников - но все как в песок.
— Задаю руководителю ООО вопрос: почему у вас нет технической документации на эксплуатируемый дом? Он мне отвечает, что не передала предыдущая управляющая компания. А теперь вопрос к вам как к главному инженеру МУП: почему вы не передали документацию ООО? Абсурд. Мы надеемся, что правоохранительные органы привлекут технических специалистов и проверят обоснованность фактически выполненных работ.
— Вы уверены в результативности проверки, которую провели?
— Мы создали матрицу, по которой нужно проводить проверку и других компаний, использующих муниципальные средства. Дума рекомендовала администрации города до 1 сентября провести проверку организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, по вопросам расходования бюджетных средств, выделенных на ремонт многоквартирных домов. Если подключится прокуратура, правоохранительные органы, то, надеюсь, нам удастся отсечь какую-то часть откатов, беззакония, повернуть работу в нормальное русло. Будем усиливать работу Думы в этом направлении, к счастью, в ней собрались люди, которые могут анализировать, действовать, не боятся решать сложные проблемы.