Куда деваются деньги?
Тамара ОсиповаКраевые власти, общественники и правоохранители разработают инструменты контроля за работой управляющих компаний
Среди вопросов, которые обсудили на своем заседании члены общественного совета по вопросам ЖКХ при губернаторе Ставропольского края, был и такой - о наведении порядка в работе управляющих компаний.
Основную информацию о проблемах взаимоотношений жителей «многоквартирок» с управляющими компаниями предоставила собравшимся руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль» Алла Седых. По ее словам, почти половина поступающих на «горячую линию» центра обращений связаны с непрозрачностью расходования УК средств, которые люди платят за содержание и ремонт жилья.
- Когда заключается договор управления, цена обычно невысокая, а объем предлагаемых услуг и предложения по текущему ремонту привлекательны для собственников. Однако когда подходит время отчитываться о проделанной работе и потраченных деньгах, возникают многочисленные вопросы. Частое явление - УК не выполняет обязательства, взятых при заключении договора, особенно это касается текущего ремонта МКД, - отметила А. Седых.
Нередко по вине управляющих компаний «растворяются» деньги, предназначенные для оплаты потребленных домом коммунальных ресурсов. Добиться правды в этом случае, даже с привлечением правоохранительных органов и суда, бывает очень непросто, рассказали члены совета.
Лишить лицензии непросто
Сегодня в крае действуют 274 лицензированные управляющие компании, отметил начальник краевого управления по строительному и жилищному надзору Валерий Савченко. Из них без жалоб от населения работают около 20 процентов. Лишить управляющую компанию лицензии за плохую работу не так уж и легко. Во всяком случае, подобного факта на Ставрополье пока еще не было.
Самое распространенное наказание сегодня - предписание надзорного органа, инструмент хоть и точечный, но достаточно действенный. Чтобы избежать штрафов в сотни тысяч рублей, провинившиеся УК выполняют предъявляемые к ним требования довольно оперативно.
В.Савченко сообщил, что Минстрой России разработал для управляющих компаний стандарты качества обслуживания. После утверждения документа сотрудники УК будут обязаны локализовывать аварии в течение получаса, а пробивать засоры за два часа. Кроме того, каждая УК должна будет создать круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу и вести прием посетителей не только в будние, но и в выходные дни. Обязанность соблюдать эти стандарты станет лицензионным требованием.
Пока же, пожалуй, самым действенным средством борьбы с нерадивыми «управленцами» остается смена управляющей компании. В последнее время собственники расстаются с «проблемными» компаниями достаточно активно.
Потребительский рейтинг
Чтобы помочь жителям объективно оценить качество управления МКД, министерством ЖКХ края и управлением по стройжилнадзору регулярно составляется потребительский рейтинг управляющих компаний. УК получают места в итоговой таблице на основании отзывов потребителей их услуг. Рейтинг размещается на сайте министерства ЖКХ СК. Например, в 2016 году свои оценки получили УК Пятигорска и Железноводска, а в этом году проводится мониторинг работы управляющих компаний краевого центра.
- Мы должны использовать все инструменты защиты прав жильцов от действий недобросовестных управляющих компаний. Если этих инструментов недостаточно, необходимо выходить с предложениями на федеральный уровень, - прокомментировал ситуацию ведущий заседание первый заместитель председателя правительства края Иван Ковалев.
Он предложил в ближайшее время собрать за «круглым столом» представителей всех заинтересованных органов власти, общественных организаций и правоохранительных органов с тем, чтобы выработать алгоритм, который позволит жильцам «многоквартирок» контролировать, на что управляющая компания расходует их деньги.