Куда улетает «Авианова»?
Наталья БуняеваВпервые на Ставрополье о том, что в Москву можно «слетать» за 250 рублей, заговорили еще в мае. Тогда компания «Авианова» известила жителей края о том, что открывает новое направление: на юг России. При этом у компании уже был один базовый аэропорт на южном направлении - в Краснодаре. А вообще основные направления воздушного флота компании — европейская часть России, Украина. Аэропорт «Шереметьево» в Москве является портом приписки, основной «базой» «Авиановы».
И вроде бы дела у перевозчика пошли неплохо... Создавалась компания, основываясь на зарубежном опыте, и являлась проектом российской инвестиционной компании «Альфа-Групп» и американского инвестиционного фонда «Индиго-Партнер». Вообще, говорить о владельцах «Авиановы» сложно, тут надо бы разобраться, кто за что отвечал. Номинальным владельцем (51 процент акций) является Россия, а именно - ООО «Луч», а 49 процентов акций принадлежит кипрской компании «Эль Орбиса Инвестментс Лимитед», которая (вот где, собственно, и сложность) одновременно владеет 99,99 % долей ООО «Луч». Вот так все сложно.
Впервые о планах создать вторую бюджетную авиакомпанию в России стало известно в ноябре 2006 года. Через два года потенциальных пассажиров известили, что полеты скоро начнутся, а парк авиакомпании будет состоять из 7 - 10 самолетов Airbus A320. На самом деле самолетов было шесть. Все они взяты в лизинг (долгосрочную аренду с правом выкупа) и зарегистрированы в Ирландии. Но главное - цены будут на 30 - 40 процентов ниже, чем у других авиаперевозчиков. Следует упомянуть, что Европа давно уже летает, сообразуясь с сезонами. К примеру, в марте из Германии в Италию можно улететь за 90 евро. То есть в «несезон» цены на билеты снижаются многократно. Соответственно, в сезон стоимость полетов повышается. У нас стоимость билета на самолет только повышалась, более того, времена года практически никакой роли не играли. Конечно, «Авианова» пришлась ко двору: все, как в Европе! И еще одно удобство: билет можно купить через интернет, не заморачиваясь стоянием в очередях. И вот — новость последних двух дней: с 3 октября авиакомпания в связи со сложным финансовым положением прекратила продажу авиабилетов. И сразу же появилась информация о возможном прекращении полётов. Будут ли самолеты «Авиановы» приземляться в Ставропольском аэропорту — не известно: телефон справочной службы не отвечает.
Как выясняется сейчас, общий долг бюджетного перевозчика перед поставщиками услуг составляет около полутора миллиардов рублей. В связи с этим транспортная прокуратура начала проверку работы авиакомпании. Выяснилось, что проблемы назревали давно. Популярный в других странах формат обслуживания пассажиров у нас попросту не прижился: бесконечные проблемы с поставщиками топлива, аэропортами и неразвитой инфраструктурой привели к тому, что возникающие долги отдавались не вовремя, перевозки осуществлялись с задержками: пассажиры вынуждены были ждать свой рейс и вылетали с опозданием. Компания как-то быстро стала убыточной.
Из официальных источников стало известно о предложении главы Росавиации Александра Нерадько. Он считает, что «Авиа-нова» и ее акционеры должны перевезти пассажиров за собственные средства. Государство в помощи компании отказало, мотивируя отказ тем, что обременять налогоплательщиков не имеет права.
Ну и как следствие всех этих проблем в самой компании назрел серьезный раскол. Тут, что называется, «поссорились» акционеры российские и американские. В результате представитель американского фонда «Индиго-Партнер» был отстранен от управления «Авиановой», и теперь стороны безуспешно пытаются договориться.
Что будет дальше — неизвестно, но авиаторы готовятся к большим неприятностям: по сведениям российских СМИ, на сегодня продано почти 69 тысяч билетов!
Мы обратились в пресс-службу компании. Там заверили, что если пассажиры хотят, то могут оформить возврат денег за купленные билеты. Для этого достаточно отправить информацию о номере брони и свои банковские реквизиты на электронный адрес refunds@avianova.ru. Также, по сведениям ИТАР-ТАСС, компания планирует производить перевозки пассажиров до 9 октября.
Когда материал готовился к печати, стало известно, что представители авиакомпании провели пресс-конференцию, на которой еще раз заявили, что единственный низкобюджетный авиаперевозчик России «Авианова» прекращает полеты с 9 октября. До этой даты перевозчик обещает выполнять все рейсы по намеченному графику. Соответствующее уведомление компания уже направила в Росавиацию. Финансовые проблемы, возникшие у «Авиановы» еще в начале года, привели к тому, что два дня назад была остановлена продажа билетов, начались многочасовые задержки рейсов.
«Авиакомпания намерена в полном объеме выполнить свои обязательства перед пассажирами, перед людьми, которые купили наши билеты на всю глубину продаж. Мы до девятого числа будем перевозить пассажиров своими силами. После девятого все пассажиры до единого получат полную компенсацию затраченных денег на покупку билетов в упрощенном порядке», — пообещал первый заместитель генерального директора авиакомпании «Авианова» Константин Тетерин.
Пресс-служба компании сообщила, что финансирование деятельности авиакомпании, пока не будут выполнены все ее обязательства перед пассажирами, в одностороннем порядке будет осуществлять один из акционеров - инвестиционная компания «А1». «А1», в последнее время фактически в одиночку осуществляя финансирование, предоставила «Авианове» значительную помощь и перечислила деньги для частичной оплаты по счетам кредиторов. Со стороны второго акционера, американского фонда «Индиго-Партнер», никаких реальных шагов по сохранению авиакомпании предпринято не было».
По всем вопросам пассажиры авиакомпании «Авианова» могут обращаться в оперативный штаб по телефонам: (+7-495) 232-65-65, 8-800-100-65-65.