Куда уплыли наши медали?
Лариса РакитянскаяВот и закончилась ещё одна Олимпиада, наверное, самая неожиданная, самая представительная, самая красочная. Довольны ли ее итогами мы, болельщики российской сборной, ведь спортсмены соревновались не только для собственного престижа, но и для всех нас. Можно с уверенностью сказать, что не очень.
Мы не будем искать виновных, их там, в Москве, быстро разыщут, сменят руководство и т.д. Давайте оценим результаты выступления российских олимпийцев со своей колокольни. Средний возраст выступавших в Пекине примерно от 22 до 30 лет. Учитывая, что детей в секции набирают в 6 - 7 лет, значит это те, которые пришли в спортивные школы в первой половине 90-х годов. Вспомним, что творилось в России в те «славные» годы. Все уважающие себя мужики, дабы прокормить семьи, ринулись с баулами в Польшу, Турцию, Эмираты, а затем на рынки — торговать.
Государство мизерными зарплатами «выгнало» всех мужчин-учителей из образовательных школ. Посмотрите на сегодняшний состав учительского персонала — сплошь женщины. Не лучше положение в спортивных школах, хотя здесь мужской контингент пока есть. Почему пока? Потому что все они либо пенсионного возраста, либо предпенсионного. Однако вернёмся в начало 90-х. Серьёзного мастера готовят примерно лет 10, для международника прибавить ещё 3 - 5 лет. И вот получается, что сейчас мы только начинаем пожинать плоды времен становления рыночной экономики, которая будет аукаться ещё не одну Олимпиаду.
Далее, как только приоткрыли «железный занавес», тут же все уважающие себя тренеры рванули за границу. Например, гимнастика США стоит на крепких позициях, которые ей обеспечили советские тренеры. А личные тренеры американских чемпионов Олимпиад 2004 и 2008 годов - наши хорошие друзья Евгений Марченко и Валерий Люкин, организовавшие там лучшую в мире гимнастическую школу.
Теперь посмотрим на базы для подготовки наших сборных — это подмосковные комплексы «Озеро Круглое», «Новогорск», «Подольск» и др., построенные три – четыре десятка лет назад и никак не отвечающие требованиям сегодняшнего дня (хотя надо признать, что сейчас идёт значительное их перевооружение).
Коли мы сейчас живём, не делая шага без материального стимула, давайте поговорим и об этом. Китайцы (где средняя зарплата в месяц никак не более $50) решились на беспрецедентный шаг — выдавать за золотую олимпийскую медаль миллион долларов, это значит, что даже при небольшом уме — просто положив их в банк, получай в год порядка 100000 и живи «в ус не дуй», если не хватает головы открыть дело. Кстати, для чемпиона государство КНР предусмотрело возможности радикальной помощи в развитии делового сотрудничества. Только один пример: олимпийский чемпион прошлых лет Ли Нинг — крупнейший изготовитель спортивной одежды и сопутствующих товаров. Несколько стран одевается у Ли Нинга, в том числе и сборная России. Причём этот китайский чемпионский миллион не облагается налогом. Нашим же уже на подъезде к Китаю сообщили о премиальном фонде в сто тысяч евро (минус 13% подоходного налога), комментарии излишни.
А кто же наши олимпийские чемпионы после ухода из большого спорта? Большинство из них печальные неудачники, которым трудно найти себя в этой сложной жизни. Была б моя воля, я бы уже сейчас, за 4 года до лондонской Олимпиады, определил призовой фонд порядка двух миллионов долларов, чтобы только этим решить практически все проблемы. Все бы сразу побежали, поплыли с прицелом на серьёзное вознаграждение (причём как для спортсменов, так и для тренеров).
Давайте опустимся на нашу ставропольскую землю. За последние 30 лет (после Ю. Н. Трофимова) в спортивную базу не было заложено ни одного кирпича. Такого плачевного положения, как у нас, нет ни в одном регионе ЮФО. И то, что с приходом нового губернатора сдвинулось с мёртвой точки строительство т. н. «Ледового дворца», хорошо, но это проблемы не решит. Он ведь не для тренировок — это спортивно-зрелищный комплекс. Быть может, частично закроется брешь для игровых видов, но как не было, так и нет базы для легкоатлетов и футболистов, причём им не нужен манеж (не потому что не нужен, а потому что слишком дорог), они просят модуль 100x36, которые, кстати, изготавливают в Кисловодске и они относительно недороги. Но для этого нужна воля первых лиц края. Теперь посмотрим на перспективу — если в ближайшее время не решим социальные проблемы лучших спортсменов края, они просто убегут либо в Краснодар, либо в Подмосковье. Ведь из пяти ставропольских олимпийцев четверо дают параллельный зачет. Та же серебряный призёр Пекина в метании копья Мария Абакумова уже два года живёт в Краснодаре.
Мог попасть на Олимпиаду и
Л. Кивалов - прыгун с шестом, установивший в прошлом году рекорд мира среди юниоров, так для полноценных тренировок не хватает в зале 6 метров разбега до стандарта. Его тренер Валерий Иванович Исакин, которому уже 75 лет, не может ни до кого достучаться, чтобы в краевой СДЮШОР пристроили разбеговый коридор. И так везде. Молодежь после вуза со спортивными дипломами не хочет идти ни в образовательные, ни в спортивные школы. Как вы думаете, кто пойдет работать за 3300 рублей в месяц? И на этой зарплате надо пропахать лет 5, потом она будет 5000 и еще года через 3 — порядка 8000, и только если подготовишь сборников, то, быть может, будешь получать потолок — тысяч до 20 (но на это надо положить всю жизнь).
Вот и замыкается круг проблем. Проблема базы, проблема зарплаты, проблема жилья, проблема премиальных — сплошные проблемы, и решать их по-настоящему никто не торопится. Причём разовыми мерами ситуацию не исправишь, нужны серьёзнейшие и кардинальные меры, если, конечно, престиж России что-то значит. Ведь сумел же Лукашенко тоже не в простой для Белоруссии период вести широкомасштабное строительство великолепных спортивных комплексов по всей территории своей республики. Не отстаёт и Азербайджан, где также развитию спортивного движения уделяется огромное значение.
Наше невнятное третье место в Пекине, быть может, подтолкнёт руководство страны к решительным действиям по переустройству спортивной отрасли России. Поживём — увидим, хотя, честно говоря, надежд мало.
Василий Скакун,
заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР.