Купальный сезон закрыт
Наталья БуняеваНо проблем, связанных с нашим летним отдыхом на воде, не убавилось. Скорее, даже наоборот... Об этом и шел разговор на пресс-конференции в краевом управлении МЧС.
...Вроде и катастрофой не назовешь, и похуже годы были. Но разве можно спокойно отнестись к тому, что люди, тысячу раз предупрежденные, вроде образованные и неглупые, легкомысленно относятся к одной из самых опасных стихий — к воде? В этом купальном сезоне у нас утонули 42 человека! Из них — пятеро детей. Это же несправедливо. Вот давайте немного порассуждаем: кто-нибудь добровольно пойдет в огонь? Ну, кроме пожарных или самоубийц, что ли? Нет, конечно! А детей отправит?.. А в воду у нас народ ныряет в любом месте, где она есть, где есть хоть какая-то видимость глубины, и где, по разумению народа, можно «охолонуть» от жары. А если еще к этому добавить алкоголь? То-то...
Заместитель начальника аварийно-спасательной службы Михаил Николаевич Кривенко недоумевает: что еще должно произойти, чтобы мы задумались — а не слишком ли самонадеянны бываем? В крае 1970 водных объектов. То есть водоемов, где можно купаться. Но оборудовано только 65 пляжей! И даже из этого мизера пять пляжей оказались непригодными для купания. 82 рейда провели всевозможные службы. И государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), и санитарные комиссии, и противопожарная и аварийная служба. И все находили нарушения в организации пляжей. Но самое неприятное во всем этом: никто и не думает слушать спасателей или санитаров. Зачем? Если жалко потратить деньги из муниципального бюджета, так проще же запретить? Воткнули в берег табличку: купание запрещено, и все — умыли руки. За три года 135 пляжей из 200 признаны необорудованными. Как следствие — запрещено купаться.
Вторая причина — алкоголь. Ну кто придумал, что пьяному море по колено? Геннадий Киселев, начальник ГУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба», припомнил, как однажды прямо на глазах у комиссии, прибывшей инспектировать пляж, пьяный до умопомрачения дедушка отправил купаться на канал двоих внуков! При этом после «изъятия» спасателями детей из воды еще пытался что-то там мычать в камеру. Интервью раздавал... Пьяному море не по колено. Оно ему «по смерть»! За это жаркое лето спасатели вытащили из воды более 300 человек. Значительное количество были «под парами». То есть — потенциальными утопленниками.
А вот еще одна наша «милая» привычка: надежда на авось. Авось пронесет! И плевать на то, что купальщик плавать не умеет. Он на «колесе» или матрасике поплавает. А если вдруг сомлеет и свалится в воду? Ну, знать, судьба такая... Знаете, сколько таких храбрецов, не обращающих внимание на запрещающие надписи, купающихся вблизи свалок, видящих только водную поверхность и старающихся плыть, не цепляя ногами заиленное дно? Таких много. Даже слишком. Утопленников-то посчитали: за год больше семидесяти. А сколько травмированных? Сколько народу шеи свернули, ныряя в необследованных местах... А еще: цеплялись за коряги, купались ночью, когда даже при отличной работе «пляжных дел мастеров» никого не спасешь. Ночью-то пляжи официально закрыты. Нарушение мер безопасности на воде — одна из серьезнейших проблем. Чтобы эта проблема хоть как-то решалась, все службы МЧС, «завязанные» на работе с водными объектами, проводили (и проводят!) бесконечные беседы, инструктажи, учения. Особенно в детских лагерях отдыха. И даже при такой «экспансии» случилось несчастье: в одном из лагерей утонул ребенок. Как это случилось, никто не понял. Хотя были и воспитатели, и дети. И малыш ушел под воду при глубине 40 сантиметров!
И наконец то, что вообще никакой логике не поддается. Родители пришли на водоем с детьми. И едва ли не на их глазах дети утонули! Так случилось в Александровском районе, когда растерянная мать пыталась спасти двоих детей, и в результате они утонули. Какая жизнь после такого кошмара? Мамаши и папаши прибывают на отдых, вооруженные пивными бутылками, картами и прочими атрибутами для полноценного отдыха. Иногда просто спят в холодке, при этом напрочь забывая, что с ними дети. Отговорка стандартная: да где тут тонуть, да мы тут сто раз были и ни разу не тонули. Но при этом они забывают, что наступает сто первый раз...
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Начальник отдела ГИМС Ян Васильковский считает, что надо заставлять глав муниципальных образований обустраивать пляжи. Народ все равно пойдет купаться, ни на что не обращая внимания. Нужно восстанавливать пляжи там, где они были раньше. Вот пример: в одном из районов был свой яхт-клуб. Неслабо. Сейчас там вообще нет пляжей! А водоем-то остался...
Кстати, на пресс-конференции прозвучало и очень здравое предложение – нужны «временные» бассейны для детей: привели, детвора наплюхалась, и все довольны. При этом — соблюдать все нормы санитарных правил.
Вот списки провинившихся. Люди тонули в Левокумском, Александровском, Грачевском, Георгиевском, Изобильненском, Апанасенковском, Нефтекумском, Петровском, Кочубеевском районах. В Невинномысске и Ставрополе за купальный сезон утонули по четыре человека. И это при том, что статистика говорит об уменьшении таких трагедий на пять процентов.
О летнем отдыхе надо думать не в начале мая, а круглый год. Чистить берега, запрещать свалки, облагораживать территорию, обустраивать медпункты... Да много чего надо делать. И не забывать, что водоемы, как место отдыха и рыбалки, заняты в любое время года. Как показывает практика, передышка у спасателей наступает в октябре-ноябре. А потом все по новой. Только зимой в статистику утоплений попадают рыбаки, решившие, что раз есть вода, то она должна замерзать, и шагающие по тонкому льду, зачастую залитому водой, аки посуху... Но об этом в другой раз. Накануне зимы.