Курение убивает, но не убывает
Станислав МаслаковПока у нас число курильщиков вроде бы только растёт, но тенденция налицо: бороться с этой заразой начинают всерьёз. Настолько, что волей-неволей вспоминаешь «славные» годы горбачёвской антиалкогольной кампании.
По новому закону, который Госдума примет в декабре в первом чтении:
• розничная продажа сигарет будет разрешена только в стационарных помещениях площадью не менее 50 кв. м, а для сельской местности – не менее 25 кв. м;
• следовательно, исчезнут сигареты в киосках, а также табачные ларьки как класс;
• запретят выкладывать сигареты на витрине – покупателю предоставят только прейскурант;
• будет запрещена реклама табачных изделий во всех СМИ, включая интернет;
• курение в общественных местах (включая кафе и рестораны) будет запрещено;
• табачным компаниям запретят заниматься благотворительностью.
По разным данным, курит у нас то ли треть, то ли половина населения страны, включая стариков, младенцев, правоохранителей и священников. У нас второй после Китая рынок табака, при том что населения в 10 с лишним раз меньше. Если сопоставлять с приснопамятным 1985 годом, то сейчас в России выкуривается в два с лишним раза больше табака, чем тогда во всём СССР. О причинах говорить можно бесконечно. Это и деморализация двух поколений, и невероятная доступность табачных изделий, и отсутствие сколь-либо внятных оснований для того, чтобы не курить. Но у нас положено считать, что во главе всего стоит экономика, и поэтому бороться с курением на государственном уровне решили именно рублём.
В ближайшее время (нормы вводятся поэтапно) всех курящих россиян ожидает ряд казней сродни египетским. Сильно подрастут акцизы на табак, а следовательно – и стоимость сигарет. Обещают, что в разы. Исчезнут как класс табачные киоски, и теперь идти за заветной пачкой придётся до ближайшего супермаркета. Курить можно будет только там, где тебя никто не видит. Делать это в общественных местах, в том числе в кафе и ресторанах, а также на улице запретят с 2015 года. К этому планируются приятные мелочи в виде запрета рекламы табачных изделий и демонстрации их на витрине.
Итак, будущее недобитого российского курильщика выглядит примерно так. Идёт он, стыдливо пряча лицо, мимо заколоченных киосков, пустых урн, чистых тротуаров (окурков-то не будет!) к ближайшему магазину с площадью более 50 квадратных метров (в селе – не менее 25). Там он видит всё, кроме того, что ему так нужно. Проходит мимо бывших табачных витрин, заставленных детским питанием, церковной утварью и сборниками цитат первых лиц государства, и тихо, чтобы никто не услышал (а то сочтут за незаконную пропаганду), просит продавщицу дать ему «это». Та бросает на него взгляд, полный боли и презрения, и протягивает двумя пальцами чёрную пачку с надписью «Курение убивает» и репродукцией рака лёгких. Несчастный курильщик взамен отдаёт комок денег, составляющий половину его зарплаты, прячет сигареты в карман и бежит прочь, чтобы укрыться в безлюдном и хорошо проветриваемом «не общественном» месте (видимо, в собственном туалете) и там сделать заветную затяжку. И весь мир будет смотреть на него осуждающе, будто говоря: «Фу, быть таким!»
Представили себе такое? Поверили? У меня вот не очень получается. Ещё раз вспомним горбачёвскую кампанейщину по борьбе с пьянством. Виноградники вырубили, предприятия с вековыми традициями позакрывали и без того кризисную экономику подорвали. Но люди перестали пить? Разве что на проценты. Зато качество этого потребления рухнуло значительно, и с относительно приличных вин, пива и водки пропойцы перешли на стеклоочиститель, денатурат и в лучшем случае — самогон.
Так же будет и с курением. Закон примут, и в какой-то степени он будет исполняться, но как и многие другие: «давайте притворимся, что мы это всерьёз». В качестве примера можем вспомнить закон о запрете употребления пива в общественных местах. В Ставрополе этот закон худо-бедно исполнялся в последние годы (впрочем, сейчас граждан с бутылкой особо никто не трогает), а в том же Санкт-Петербурге можно спокойно сидеть на лавочке и употреблять, не особо опасаясь полицию. Потому что, говорят, есть негласное решение не обращать внимания на столь невинный проступок. Или езда без пристёгнутых ремней безопасности. В нашем крае несколько раз за неё начинали и прекращали штрафовать, а вот в соседнем Краснодарском крае с этим куда строже. Скорее всего, нечто подобное ожидает и драконовские нормы по борьбе с курением. Где-то чуть погоняют и позапрещают, но в основном спустят на тормозах и ограничатся имитацией.
А всё почему? Да потому, что не всем рулит экономика. Те, кто не хочет курить, и так не курит. Желающие вести здоровый образ жизни успешно его ведут. Те, кто ценит свою независимость, умеет бороться со стрессом и просто не хочет травить себя, не нуждается в дополнительных мерах стимулирования. А вот что вы будете делать с остальными? Которые либо не могут, либо не хотят, либо не понимают: а ради чего? Последнее, как ни странно, даже главное. Пока человек не видит смысла в своей жизни, пока для него это бесцельный промежуток времени, который можно заполнить теми или иными удовольствиями, никакие запретительные нормы не помогут. Не зря же нас несколько десятилетий учат «жить настоящим», лишали целостного мировосприятия. Большинство, увы, научилось.
Курить, пить, много и вкусно есть, искать прочих плотских удовольствий – это вообще естественно. Если человек не решает, что для него есть что-то важнее этих удовольствий; что ему надо стать свободнее, здоровее, прожить дольше ради какой-то настоящей цели, которая больше, чем он сам, – никакие запреты и наставления не помогут. Свято место пусто не бывает, бросят курить – начнут пить; не дадут пить – найдётся иное занятие.
Так что если и впрямь российские власти озаботились здоровьем сограждан, то все предпринятые ими меры явно недостаточны. Нет, это замечательно, что хоть какие-то шаги сделаны. Но для настоящего решения проблемы нужен совершенно иной масштаб восприятия ситуации и целеполагания. А вот масштаб у нас в последние полвека только теряли…