Лекарств стало больше. Но почему не хватает?

Лариса Денежная
- Я перенес операцию по поводу имплантации кардиостимулятора. Вынужден принимать постоянно лекарства – от давления, сердечно-сосудистые, два раза в день. Недавно пришел в социальную аптеку взять кордафлекс и моноприл, но так и ушел ни с чем. Зачем тогда выписывают рецепты? – подобные жалобы нет-нет, а приходится нам выслушивать.

Как обстоят дела с реализацией программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО)? Почему нет тех или иных препаратов? Это мы решили выяснить, отправившись в социальную аптеку г. Ставрополя.

Прямо с порога услышали громкий крик. Пожилая женщина на глазах у всех демонстративно разорвала бланки рецептов, которые, как выяснилось, оказались просроченными. Дальше женщина разразилась бранью в адрес «авторов» ФЗ № 122 и иже с ними.

- Мы не имеем права принимать просроченные рецепты, нам их просто не оплатят, - объяснила заведующая МУП «Социальная аптека» Ирина Умаровна БОРЛАКОВА. - И даже не знаю, как оградить своих работников от подобных эксцессов. В нашем головном предприятии за этот год уволились практически все фармацевты, то же – и в филиалах, которые находятся в поликлиниках. Трудно удержать людей. Восемь месяцев мы работаем в режиме «форс-мажор», при той же численности штатов, а положенных денег за работу в рамках программы ДЛО получили, можно сказать, копейки.

Основная категория «бунтовщиков», как мы выяснили, - гипертоники, «сердечники». А скандалы порой происходят из-за элементарного непонимания. Людям предлагают синонимичные препараты или аналоги, а они – ни в какую. Одни просто привыкли к тем или иным названиям, другие считают, что именно конкретные лекарства им помогают, а пробовать другие просто не хотят. Для третьих авторитет врача – непререкаемый: мол, выписал доктор «это», и дайте только «его».

А кажется, из-за чего весь сыр-бор? Поступления медикаментов в МУП «Социальная аптека» увеличились в разы. Если в январе было отпущено чуть более семи тысяч рецептов, то за неполный август – почти семнадцать тысяч! С июня этого года перечень «льготных» лекарств намного расширился: в нем более 450 международных непатентованных наименований (МНН), то есть «химических», что вместе с аналогами соответствует примерно около четырем тысячам препаратов по торговым названиям. Реестр был скорректирован с учетом анализа потребности медикаментов в регионах. В него добавлен весь спектр препаратов для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Зачастую жалобы, как рассказала нам И. Борлакова, необоснованны. Проанализировали одну – пациентка успела уже получить лекарств почти на семь тысяч рублей, а это, считай, почти на тысячу каждый месяц. Сколько отводит на это «социальный пакет»? 450 рублей. Выгода есть? Конечно. По другой жалобе – аналогичная ситуация. Да и скандалят в основном одни и те же, грозятся дойти до международного суда.

- Вот что касается того же кордафлекса, - говорит И. Борлакова. - За восемь месяцев мы получили всего 2168 упаковок. Первая поставка при этом была в апреле, тогда как рецепты с этим препаратом шли потоком. А в июне получили всего 60 упаковок, в июле-августе – вообще ни одной. Но у нас достаточно синонимических препаратов, то есть изготовленных из той же субстанции, а также аналогов. Врач должен выписывать рецепт по международному непатентованному наименованию, а мы в случае отсутствия «оригинала» можем предложить замену. МНН кордафлекса - нефидипин. Он у нас не переводился, в любой дозировке и форме, разных изготовителей – российского, югославского производства, но под другими названиями. Убедить больного на замену просто невозможно. Они требуют непременно кавинтон и но-шпу, хотя в новом реестре их нет. Есть дротаверин и но-шпа форте. И в этом иногда виноваты врачи, которые часто идут на поводу у пациентов. Может, им так проще? Хотя мы постоянно информируем поликлиники о наличии тех или иных лекарств. Если раньше начмедам выдавали копии накладных о получении аптекой препаратов, сейчас предоставляем ее на электронных носителях. Причем вплоть до одной упаковки.

Система учета выдачи лекарств по каждому пациенту, лечебному учреждению, а также информирования о поставках медикаментов отлажена. И в этом мы убедились сами. Ирина Умаровна предоставила нам копии отчетных документов по конкретным льготникам – по случайному выбору, с начала года и на дату нашего визита (24 августа. – Л.Д.). Здесь номера рецептов, наименования лекарств, их изготовитель, дозировка препаратов и их количество, сумма.

Конечно, есть проблема и с поставками. Официальный дистрибьютер ЗАО «СИА Интернейшн ЛТД» сейчас регулярно присылает письма с информацией о перспективах поступления (с указанием ожидаемых сроков поставок на ЗАО) и причинах отсутствия некоторых лекарственных препаратов по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Причины – разные. Есть на остатке лекарства с ограниченным сроком годности. Какие-то заказываемые препараты отсутствуют в новом реестре. Или цена, предлагаемая поставщиком, не соответствует референтной, то есть фиксированной, утвержденной согласно перечню. Производство некоторых препаратов приостановлено из-за нехватки или отсутствия сырья (это касается актавегина, нитрогранулонга). У некоторых предприятий нет каких-то наименований в планах выпуска на первое или второе полугодие… Подобные причины у наших фармацевтов ничего, кроме раздражения, не вызывают.

Почему же тогда производители участвовали в тендере на поставку препаратов? Или решили получить государственный заказ, а значит, и приличные денежки, не рассчитав своих возможностей? Наверняка имело место и лоббирование интересов крупных фармацевтических предприятий, о чем еще до утверждения перечня «льготных» лекарств выступали другие производители.

Вот и получается, что «отдувается» за чьи-то ошибки конечное звено – аптеки. Здесь кипят страсти. Здесь рвут рецепты.

И все же на прощание И.Борлакова успокоила:

- Все равно с лекарствами сейчас лучше. Не хватает препаратов лишь по отдельным позициям, в основном противосудорожных. Но нам помогает город, выделяет для таких пациентов деньги из муниципального бюджета. Система работает. И, наверное, не нужно людям отказываться от получения «соцпакета». Почти двести тысяч отоваренных за этот год рецептов только нашей аптекой и ее филиалами, а это пятая часть от количество обслуженных по краю, говорит о многом..



Последние новости

Все новости

Объявление