Лекарства должен назначать доктор!

Лариса Денежная

Лекарства должен  назначать доктор!

Фармацевтический рынок сейчас насыщен лекарствами. Глянешь на полки — десятки наименований препаратов не только одного действия, но и одной химической формулы. А народ недоволен лекарственным обеспечением. На федеральном уровне предпринят ряд попыток улучшить ситуацию на фармрынке — в плане качества, безопасности препаратов, их ценообразования и доступности. Приняты серьезные документы. Одни уже вступили в силу, другие ждут регистрации в Минюсте.

Изменят ли эти шаги ситуацию с лекарственным обеспечением? Какие нововведения приняты? Об этом и другом мы беседуем с заместителем министра здравоохранения края Ольгой Дроздецкой.

- Ольга Алексеевна, начну с письма нашего постоянного читателя, ветерана Великой Отечественной войны, инвалида 2-й группы. В. Стрельцов поднял проблему ценообразования. Последний поход в аптеку (Городская аптека №4) его разочаровал. У мужчины кончились сердечные таблетки. Купил новые. Сначала обрадовался — цена была ниже, чем предыдущая. Когда мужчина пришел домой и изучил маркировку, оказалось — наоборот. Если в ноябре фозикард он покупал по 203 рубля 60 копеек дозировкой 20 мг и делил каждую таблетку на два приема, то в декабре — по цене 156 руб. 90 копеек дозировкой 10 мг. Получается, лекарство подорожало не на 3 - 5 процентов, как говорят чиновники, а на все 50. Мужчина интересовался: почему цены в разных аптеках отличаются не на рубли, а в разы? С разницей в несколько дней В. Стрельцов купил 100 таблеток по 75 мг кардиомагнила в Городской аптеке №4 за 206 руб. 70 копеек, а в другой, в два раза большей дозировки и количестве — 200 таблеток по 150 мг — всего за 216 рублей.

— На сегодня фармацевтический рынок края представлен 1400 розничными аптечными учреждениями. В Ставрополе сосредоточена треть этого количества. Фармрынок края, в том числе и Ставрополя, достаточно насыщен, незаменимых лекарств нет. В случае временного отсутствия каких-то препаратов есть возможность сделать его аналоговую замену.

Хотелось бы напомнить, что государство контролирует ценообразование только на лекарства, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Цены на них проходят государственную регистрацию. Остальные препараты в аптеках продаются по свободной цене. Их стоимость определяет рынок. Препараты, о которых идет речь в письме гражданина В. Стрельцова – и фозикард, и кардиомагнил, не входят в перечень жизненно необходимых. Поэтому стоимость этих лекарств определяется самостоятельно каждым фармацевтическим учреждением. Соответственно цена будет разная.

К сожалению, в последнее время есть тенденция незначительного повышения цен на препараты, не отнесенные к перечню ЖНВЛП. Это связано с повышением закупочных цен на лекарства. Аптека торговую наценку не меняла.

— На одном из совещаний министр здравоохранения России Вероника Скворцова рассказала: одна из задач ведомства — совершенствование механизмов ценообразования и поддержания цены препаратов таким образом, чтобы ежегодный прирост не превышал трех процентов. Как это будет достигаться?

— Хочу еще раз подчеркнуть, что речь идет о лекарствах из перечня жизненно необходимых и важнейших. С января 2010 года Правительство России обязало всех производителей и контрактодержателей, которые ввозят в страну импортные препараты, один раз в год регистрировать отпускную цену на лекарства. Соответственно, при процедуре регистрации препаратов можно закладывать процентную ставку повышения цен, в данном случае трех процентов, о которых говорила министр. Утверждает цены министерство. Но эта работа проводится совместно с Федеральной службой по тарифам и антимонопольной службой. Во всех аптеках есть перечень препаратов с утвержденной для розницы ценой и отпускной ценой завода-изготовителя при процедуре регистрации.

Полномочия субъектов Российской Федерации – определение предельных размеров торговых надбавок (оптовых и розничных) к отпускным ценам производителя. В нашем крае они применяются дифференцированно, в зависимости от «вилки» стоимости (три группы: до 50 рублей, от 50 до 500 и свыше 500 рублей) препаратов. С 2010 года, когда мы утвердили эти надбавки, они не менялись.

- Сейчас готовятся поправки в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Будут изменения, касающиеся государственного регулирования цен на лекарства. В чем их суть?

— Производители ЖНВЛП имеют право однократно зарегистрировать цену на лекарства и один раз в год провести перерегистрацию. То есть в течение года повышать отпускную цену предприятие не может.

На сегодня один из вопросов государственного регулирования цен – возможность введения референтных цен на лекарственные препараты ЖНВЛП. Это предложение (кстати, внес его наш край) было рассмотрено в рамках обсуждения Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года. Этот документ определил приоритетные задачи в сфере лекарственного обеспечения на долгосрочную перспективу. Утвердить его должны в 1-м квартале 2013 года.

Что такое референтная цена? Это усредненная цена. К примеру, есть такой препарат, как анальгин. Международное непатентованное наименование его – метамизол натрия. Под этим МНН десять предприятий выпускают упомянутый препарат. У всех – своя цена. Для определения референтной отбрасывается самая высокая и самая низкая цена и вычисляется среднеарифметическая с учетом остальных.

Один из принципов стратегии лекарственного обеспечения — лекарственное страхование. Государство будет возмещать затраты на лекарства не только инвалидам, больным с социально значимыми и «дорогостоящими» заболеваниями, но и другим гражданам. К сожалению, сегодня медикаментозное лечение остается дорогим. И если человек не входит в число льготников, то он не всегда может купить себе нужные лекарства, выписанные врачом. Это нередко приводит к самолечению – люди покупают себе лекарства, какие считают нужными. В группе риска – пенсионеры, не имеющие инвалидности, многодетные семьи, больные хроническими заболеваниями, требующие постоянного применения лекарств. Стратегия предполагает, что система льготного лекарственного обеспечения будет распространяться на все категории граждан, в том числе работающее население. Учитывая, что возмещение и гибкая система скидок будут возможны только на препараты, назначенные врачом, это побудит граждан своевременно обращаться в поликлиники, лучше следить за своим здоровьем, отказаться от вредных привычек, регулярно проходить диспансеризацию.

— То есть человек может купить лекарство со скидкой, если у него на руках будет рецепт, выписанный врачом?

- Именно так. Потому что на сегодня самая главная проблема — самолечение. Люди сами себе назначают препараты, бесконтрольно принимают антибиотики, тем самым увеличивая количество хронических заболеваний, которые потом вылечить не можем. Особенно это касается лиц пожилого возраста. Суть стратегии лекарственного обеспечения сводится к тому, что не только государство обязано гражданам, но и граждане должны ответственно относиться к своему здоровью, за что получат определенные бонусы — то есть скидку на лекарства.

Правда, лекарственное страхование сначала обкатают на пилотных территориях. Повсеместно система будет введена позже.

— Какие еще новшества будут введены в сфере лекарственного обеспечения?

— Будет принят ряд поправок в действующие нормативные акты. Одни из них связаны с введением лекарственного страхования. Будет ужесточен порядок отпуска лекарств в аптеках.

Еще одно новшество касается порядка назначения и выписывания лекарств. Приказ Минздрава России обязывает всех врачей, ведущих амбулаторный прием, с июня 2013 года выписывать больным препараты на рецептурном бланке, а не на листочках бумаги, как это часто делается, по международному непатентованному наименованию (МНН), то есть по «химическому» действующему веществу, а не по торговым названиям, запатентованным производителями.

На сегодня больные отказываются от получения аналогов, особенно отечественного производства. Они привыкают к определенным препаратам и считают, что замена одного на другой приведет к каким-то негативным последствиям. К примеру, врач выписывает предуктал, а в аптеке при отсутствии этого препарата предлагают триметазидин. Больной не хочет получать его. Но и один, и другой препарат разрешены для реализации на территории Российской Федерации, а значит, имеют доказанную эффективность и безопасность применения.

С июня будут отпускаться по рецепту лекарства, относящиеся к конкретному международному непатентованному наименованию, имеющиеся в аптеке в продаже.

— Получается, выбор препарата, который предложат в аптеке больному, — на усмотрение фармацевтов? Не секрет, что работники фармпредприятий стараются продать лекарства, которые стоят подороже. Не получится ли «перекоса» в сторону каких-то торговых брендов? А ведь выписку рецептов по МНН вводили для того, чтобы исключить возможность назначения определенных лекарств на основании договоренности врача с фармкомпанией, то есть убрать коррупционную составляющую.

— В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» мера ответственности — запрет на взаимодействие с медпредставителями фармкомпаний — касается и аптечных учреждений. Статья 74 определила ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. В частности, закон запретил принимать на рабочем месте представителей фармкомпаний. Общение — за пределами поликлиник и аптек. Свою продукцию представители фармкомпаний могут демонстрировать на конференциях, выставках и т.п. Кроме того, закон запрещает предоставлять населению недостоверную, неполную или искаженную информацию о наличии в аптеке лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, в том числе скрывать информацию о наличии лекарств, имеющих более низкую цену.

— Ольга Алексеевна, Минздрав России собирается провести своеобразную ревизию фармацевтического рынка, чтобы вывести из оборота малоэффективные препараты, а также внедрить механизм, связанный с взаимозаменяемостью лекарств. Разработку перечня таких препаратов ведомство взяло на себя. Ввели даже новый термин «взаимозаменяемые лекарственные средства». Что это такое и чем они отличаются от аналогов?

- Раньше мы использовали понятия «аналоги» и «синонимы». Аналоги — это препараты одной фармакологической группы, то есть одного действия. Синонимы — лекарства аналогичного действия, но они могли быть из разных групп. Что касается введения перечня взаимозаменяемых лекарств — это, скорее, в помощь врачу. По каждому непатентованному лекарственному наименованию будет выстроена линейка конкретных препаратов (торговых наименований) с аналогичными свойствами. При подборе лекарств доктор будет ориентироваться на этот список и с учетом материальных возможностей больного. Сформировать перечень должны к концу года.

- Ольга Алексеевна, дефицита лекарств у нас нет. Но ни в крае, ни в Ставрополе нет справочной службы, позвонив в которую можно было бы узнать, в какой аптеке можно купить нужные лекарства по минимальной цене. Это особенно волнует пожилых. Разброс стоимости же на препараты очень большой, о чем нам сообщают читатели.

- Такая проблема есть. Пока справочные службы есть в рамках конкретных аптечных сетей. Мы прорабатываем вопрос о создании городской справочной службы, правда, пока в краевом центре, на основе частно-государственного партнерства.

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление