Либо дорого, либо далеко, либо невкусно
Виктория ЗенчукКаждый год столицы обильно намазаны мёдом для амбициозных и не очень ставропольских абитуриентов. Сложность поступления весьма относительна — где-то на тебя и не поднимут глаза без портфолио толщиной с Большую Советскую Энциклопедию, куда-то возьмут без предубеждения и со средненькими баллами за ЕГЭ. Те, кто не остался в дураках и добрался до заветного улья, ответили на несколько вопросов корреспондента «Вечёрки».
1. Можешь ли ты сейчас представить себя студентом ставропольского вуза?
Лёня, 17 лет, студент ВАВТ:
– Нет. Решительно нет. Да и вообще не мог раньше. Заходил в наши вузы — одно название. Нет ощущения серьёзности.
Наташа, 19 лет, студентка РАНХиГС при Президенте РФ:
– Представляю себя ставропольским студентом очень смутно (по крайней мере, очного отделения). Мою специальность («Реклама и связи с общественностью») студенты - на момент набора 2012 года - могли получить только в СГУ. А специфика этой программы - в сотрудничестве как с преподавателями, так и со студентами-пиарщиками других вузов. Плюс в Ставрополе не так много мест для прохождения практики студентами-пиарщиками, которую моё направление предусматривает уже с первого курса.
Я со следующего года перевожусь на более сильную программу многопрофильного бакалавриата «Liberal Arts», которая успешно практикуется в университетах Лиги (ассоциация восьми элитных американских университетов) и приживается в Старом Свете. В Ставрополе, конечно, аналогов нет.
Рассказы друзей, оставшихся получать высшее образование в родном городе, тоже не радуют. Прежде всего коррупция. Нельзя однозначно сказать, что в московских вузах её нет; и всё же в РАНХиГС на факультете гос. управления студент скорее умрёт под дверьми аудитории, чем даст взятку преподавателю. И, конечно же, у московских студентов возможностей в разы больше: это и лекции в ведущих университетах страны, музеях, частных студиях, организованных энтузиастами. Как пример - большинство моих однокурсников уже на 1-м курсе побывали на телевидении, в газетах и журналах, на радио.
2. Как проходил процесс поступления?
Анфиса, 19 лет, студентка МГГУ им. Шолохова:
– Как и любой абитуриент, я очень волновалась, потом - другие переживания: уже не ЕГЭ, а творческое испытание при поступлении на факультет журналистики. Творческий конкурс - в каждом университете свой, заранее не подготовишься. Но все сложилось удачно, и я счастлива, что поступила сюда, хотя первоначально не планировала учиться в этом вузе.
Лёня, 17 лет, студент ВАВТ:
– В спешке и полном хаосе. Было даже чувство, что здесь в первый раз проводят набор студентов. Жил в общежитии, ходил сам, документы подавал сам. Было весело, конечно. Поступил в лучший вуз среди тех, в которые подавал.
Диана, 19 лет, студентка МГИМО:
– Самые нормальные абитуриенты – те, кто знает, на кого хочет учиться. Я была, увы, не из таких. Прошла везде на бюджет, выбирала, довела маму: она думала, что если я пойду на филфак, то стану бедной и некрасивой, а если на юридический – то богатой и счастливой. Мне тогда нравился мальчик, который поступил на международно-правовой в МГИМО, поэтому я остановила выбор на этом вузе.
3. Каково учиться в твоём университете? Что наиболее интересно и какие сложности возникают?
Лёня, 17 лет, студент ВАВТ:
– Ребята славные, но есть совершенно уникальные. Такое ощущение, что попал в сериал — люди всех цветов и мастей. Понял цену здорового сна, немного ощутил вкус и тяготы взрослой жизни. Интереснее всего китайский язык, он и сложнее всего даётся.
Наташа, 19 лет, студентка РАНХиГС при Президенте РФ:
– Учиться трудно, но интересно. Первый год, вроде бы, общеобразовательный. Но не у пиарщиков. Обязательная стажировка уже на первом курсе и профильные дисциплины (медиа как философская проблема, креативное письмо, основы теории коммуникации, история искусства и дизайна, техника создания презентации и др.). Все предметы не в отрыве от будущей специальности (преподаватели постоянно делают акцент на нашу «рекламную» составляющую). Насыщенная внеучебная деятельность (от студсовета и театральной студии до хоккейной команды и черлидинга). Самое интересное, наверное, бывает по окончании учебного года. В моём вузе действует балльно-рейтинговая система, где суммируются все достижения студента. По итогам - скидки на обучение для «платников» и даже возможность перевода на бюджет; зарубежные стажировки, в том числе и бесплатные. Здесь, кстати, тоже чувствуется «столичность» вуза: уже на первом курсе мне предложили недельную образовательную поездку в Израиль. Я не смогла поехать, но ребята, побывавшие в Иерусалиме совершенно бесплатно, остались потрясены культурой этого древнего народа и сравнительно молодой страны.
Диана, 19 лет, студентка МГИМО:
– Сейчас мне нравится учиться в МГИМО, хотя так было не всегда. Люблю наши научно-студенческие организации (например, потрясающие люди ведут Философский клуб). Очень люблю языки, здесь все их знают по нескольку. По правовым предметам мы часто используем иностранные учебники, что позволяет совсем по-другому взглянуть на проблему. Самое сложное – организовать себя во внеучебное время, постоянная работа особенно важна для изучения иностранного языка.
4. Чего тебе не хватает в Москве из того, что есть в Ставрополе?
Анфиса, 19 лет, студентка МГГУ им. Шолохова:
– Скучаю по моей большой семье, по друзьям, которым всегда рада. И, конечно, в большой и шумной Москве мне не хватает атмосферы нашего маленького доброго южного города.
Диана, 19 лет, студентка МГИМО:
– Я люблю вкусную еду, люблю (правда, пока что толком не умею) готовить. Но в Москве непросто с продуктами – либо дорого, либо далеко, либо невкусно. Пару раз даже просила родителей любимые маковки передавать.
Наташа, 19 лет, студентка РАНХиГС при Президенте РФ:
– Не хватает родных и близких друзей, но это не всё. У нашего города своя атмосфера, это чувствуется в воздухе, как, впрочем, и у любого небольшого города. Причём список «скучаний» не так мал, как кажется: кому-то не хватает частых встреч со знакомыми (в Москве случайные встречи - что-то раритетное). Как ни странно, автомобилисты скучают по дорогам: в Москве, хоть я и не могу в это верить, они хуже. Некоторым не хватает своих, особенных, местечек. В общем, хорошо там, где нас нет. Хотя я готова спорить.