Лицензия - бессрочно
Лариса ДенежнаяС ноября 2011 года вступил в силу Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот документ отменил лицензирование порядка двадцати видов деятельности, оставив под контролем государства самые важные. Прохождение этой обязательной процедуры сохранено, например, для медицинских учреждений и производителей лекарств, продавцов алкоголя и заготовителей металлолома, частных пенсионных фондов и нотариусов.
Какие новшества ждут соискателей лицензии? Каков новый порядок ее получения? Об этом и многом другом мы беседуем с заместителем председателя комитета - начальником лицензионного отдела комитета СК по пищевой перерабатывающей промышленности, торговли и лицензированию Александром Дейнеко.
- Александр Олегович, в списке подлежащих лицензированию видов деятельности тем не менее их еще несколько десятков. Какие находятся в компетенции вашего комитета?
- На самом деле получение лицензии – формализованный процесс и его нужно формализовать еще больше. Правительство страны абсолютно оправданно пошло на отмену лицензирования целого ряда видов деятельности, заменив эту процедуру введением уведомительного порядка начала работы предприятий и «индивидуалов». Уверен, что и дальнейшее совершенствование разрешительной системы будет развиваться в этом ключе.
Но в то же время такая отрасль, как здравоохранение, например, являясь важнейшей и наиболее социально чувствительной сферой нашей жизни, нуждается в постоянном действенном государственном контроле и совершенствовании.
В компетенции нашего комитета – лицензирование нескольких видов деятельности, таких как медицинская и фармацевтическая, оборот наркотических средств и психотропных веществ, розничная торговля алкогольной продукцией, деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.
Что касается первых трех видов деятельности, то функции контроля за ними делегированы краю исполнительной властью Российской Федерации. При этом полномочия в сфере контроля качества оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения переданы министерству здравоохранения СК, а контроль в сфере лицензирования - нашему комитету. В этом смысле Ставропольский край выступил новатором, поручив ведомственному органу контроль технологических процессов, а вневедомственному – формально юридические. Это позволило должным образом влиять на деятельность медицинских и аптечных организаций, а также явилось эффективной профилактической мерой коррупционных проявлений в органах власти.
- Какие главные изменения установил закон?
- Одно из главных новшеств - бессрочное действие лицензий, в том числе относящихся к медицине, фармации, обороту наркотических средств и психотропных веществ. Раньше их выдавали на срок до пяти лет, по истечении которых приходилось или продлевать лицензию, или оформлять заново. Действие лицензий, выданных до ноября 2011 года, сейчас автоматически становится бессрочным. В продлении оно не нуждается. Новый документ нужно получить, если произошли какие-то изменения в деятельности лицензиата – например, изменение названия учреждения или адреса его нахождения, расширение видов деятельности и прочее.
Сама процедура лицензирования станет проще. С 1 июля 2012 года соискатели лицензии смогут направлять заявления и документы для получения и переоформления разрешительных документов в электронной форме.
- Для предприятий и учреждений бессрочная лицензия – несомненный плюс, который исключает лишнюю волокиту, связанную с оформлением документов. Не расслабятся ли их держатели? Как быть с контролем?
- Бессрочность лицензии не означает, что государственный контроль будет ослаблен. Наоборот, теперь специалисты смогут больше времени уделять этой работе, проверять соблюдение предприятиями и учреждениями лицензионных требований.
- Но ведь законодатели ограничили периодичность плановых проверок. Одно дело - торговать алкоголем, а другое – лечить людей. Были случаи, когда в частных медицинских центрах оказывали услуги без лицензии и работали специалисты, не имеющие сертификатов на конкретную специализацию медицинской помощи.
- Что касается медицинских учреждений, то подобного рода ограничения на них не распространяются. Их можно проверять хоть каждый год. Но не думаю, что в этом есть необходимость. И у нас, и у министерства здравоохранения достаточно возможностей в постоянном режиме оперативно реагировать на возникающие проблемы. Если кто-то работает без лицензии - это уже компетенция правоохранительных органов.
Действительно, бывают случаи, когда лицензиаты пытаются обойти закон. На момент получения лицензии предоставляются документы, сертификаты специалистов, которые впоследствии реально не задействуются в оказании медицинской и лекарственной помощи, то есть услуги оказываются работниками, не имеющими на это право. К счастью, такие ситуации крайне редки, и мы предпринимаем необходимые меры для устранения и профилактики такого рода нарушений.
- Александр Олегович, теперь любой соискатель лицензии может отправить заявку на получение лицензии и пакет документов через Интернет. Готова ли ваша служба к виртуальному общению и ведению электронного документооборота?
- Мы стараемся и много делаем для того, чтобы процедура общения с нами проходила максимально комфортно. Чтобы люди общались с нами как можно меньше в очной форме. И в этом заинтересованы обе стороны - и лицензирующий орган, и сами соискатели. Для информирования лицензиатов создан на сайте комитета раздел, посвященный вопросам лицензирования. Он постоянно обновляется. Для оперативной и качественной работы с лицензиатами в комитете создана автоматизированная система внутреннего документооборота. Есть база данных лицензиатов. Раньше она велась в «бумажном» виде, сейчас - в электронном. Наша информационная система подключена к единому порталу государственных услуг. Мы сумели войти в систему оказания государственных услуг за минимально короткий период времени, потому что автоматизированной обработкой документов занимались давно и планомерно. Оставалось лишь «увязать» программы для подключения к порталу государственных услуг. На сегодняшний день человек, зарегистрировавшись на портале государственных услуг, может подать заявление на выдачу и переоформление лицензии, а также прекратить действие имеющегося документа. Правда, пока это касается только лицензирования фармацевтической, медицинской деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотиков. Дальнейшая схема известна: через личный кабинет предприниматель или руководитель учреждения получает извещение о судьбе заявления - или оно принято к рассмотрению, или нет. В последнем случае указывается, по какой причине и что нужно предпринять. На протяжении всех этапов процедуры лицензирования заявитель информируется через портал о ходе рассмотрения его документов практически в режиме реального времени.
Чтобы облегчить лицензиату сбор документов, сейчас активно отрабатываются вопросы электронного межведомственного взаимодействия с органами власти, выдающими необходимые справки и выписки.
Мы, кстати, одними из первых в стране предоставили возможность лицензиатам, занимающимся розничной продажей алкоголя, сдавать декларации в электронном виде с электронной цифровой подписью. За прошедший год такой формой декларирования воспользовались более 300 предприятий. Удобно, особенно селянам. Не нужно ехать к нам, тратить время. В Российской Федерации повсеместно «электронная» декларация, возможно, будет использоваться в 2012 году. И это политика нашего комитета – максимально упростить все «процедурные» моменты для лицензиатов.