Стаж, пенсия, «частный педагог»...
Первая группа вопросов касалась конкретики: может и должен ли работодатель направлять запросы в разные организации (в особенности если они находятся, к примеру, на Украине) при подготовке документов для выхода на пенсию воспитателя детского сада.
Позаботиться о сборе необходимых документов должен сам человек, при необходимости он может обратиться за помощью в профком, считает Лора Николаевна.
- Я занимаюсь частной педагогической практикой — присматриваю за ребенком. Годы этой работы как-нибудь отразятся на моем педагогическом стаже?
- Нет, - ответила Лора Николаевна. - Тем более если вы не получили лицензию, потому что это нигде никем не оформлено. Сегодня и государственные, и муниципальные, и частные образовательные учреждения получают государственную поддержку. Но, повторю, если человек работает без оформления документов, то трудовой стаж не будет засчитан.
- А трудно ли получить лицензию для такого рода деятельности?
- Думаю, что нет, для этого надо только приложить минимум усилий.
Не бойтесь ФГОС!
- Я — бабушка ребенка, который в этом году пошел в первый класс. Слышала о том, что новые образовательные стандарты для начальной школы будут введены в нашем крае только в 2011 году. Коснутся ли перемены и моего внука?
- Вы должны знать, что это будет поэтапный переход: апробация новых стандартов в нашем крае уже прошла в 14 территориях. Я думаю, что волноваться родителям ребят особо нечего. Всю информацию можно получить в образовательных учреждениях.
Что касается ФГОС. Тут есть поле для деятельности профсоюзов: к примеру, мы считали и считаем, что проект ФГОС следует рекомендовать к доработке, ведь в нем отсутствует вся совокупность документов, предусмотренных стандартом, заложены заведомо невыполнимые санитарно-гигиенические нормы обеспечения образовательного процесса, не учитываются предстоящие изменения правового положения образовательных учреждений. Однако я уверена, что совместное обсуждение проекта с представителями власти, различными научными, общественными организациями продолжится и даст позитивный результат. Тут важно говорить об организации доступности и бесплатности повышения квалификации учителей, обеспеченности их необходимыми учебниками и учебными пособиями и ряде других деталей. Все это — дело взрослых.
«Конституция» для педагогов
- Какие конкурсы для педагогов края предложила в Год учителя краевая организация отраслевого профсоюза?
Отвечая на этот вопрос, Лора Николаевна подчеркнула: все имеющиеся конкурсы традиционно проводятся в том числе и под эгидой профсоюзов. То есть специально «под Год учителя» отраслевой профсоюз не стал выдумывать и «подводить» какие-либо дополнительные состязания.
- Но в этом году мы проводим конкурс на лучший коллективный договор, - сказала Манаева. - Потому что шаблонное отношение к содержанию КД, которое сложилось в обществе, это большая ошибка! Особенно в нашем быстро меняющемся мире, в условиях постоянных перемен в сфере образования. Коллектив и работодатель должны научиться договариваться, чтобы колдоговор стал их «конституцией». Тогда исчезнет потребность трудового спора, исчезнет даже сама мотивация к нему. А уж в условиях предстоящей реализации нашумевшего закона об изменении правового положения государственных муниципальных учреждений роль КД и вовсе несравнимо возрастет, ведь если при определении типа учреждения казенное и бюджетное выбирает учредитель, то, чтобы стать автономным, необходимо обращение трудового коллектива к учредителю, и этот момент также должен быть отражен в колдоговоре...
Задали Лоре Николаевне и «неудобный» вопрос: что делать, если меня не допускает руководитель к участию в акции протеста профсоюзов 7 октября?
Манаева ответила однозначно: и этот вопрос тоже лежит в сфере компетенции коллективного договора — в этом документе можно конкретно прописать, сколько человек могут участвовать в коллективных действиях профсоюзов, чтобы не прервать или не нарушить учебный процесс, как оплачивается этим работникам время участия в акции — полностью или частично, или становится для них выходным днем...
Продолжая отвечать на вопрос о конкурсах, Лора Николаевна рассказала, что в этом году идет и конкурс на лучшего уполномоченного по охране труда:
- Это вызвано самой жизнью, - сказала Лора Николаевна. - К сожалению, не секрет, что именно этот год оказался омрачен тем, что и взрослые, и дети гибли. Так что уполномоченный по охране труда в педколлективе — фигура далеко не последняя! Мы хотим, чтобы роль уполномоченного по охране труда была выше.
И еще: в Год учителя мы сделали упор на работу с молодежью — планируем провести осенью вначале обучение наших будущих молодых профсоюзных лидеров, чтобы потом провести в течение года среди них конкурс — мы хотим поддержать молодой резерв профсоюзов.
Год учителя не кончается
Прозвучал и такой вопрос: какие требования будет заявлять отраслевой профсоюз во время своего традиционного «осеннего наступления» 7 октября? Его автор считает, что эти требования должны быть особенными в Год учителя. Лора Николаевна не согласилась:
- Год учителя нельзя «назначить», начать и закончить, потому что декларированное его проведение — только в праздниках, песнях и плясках — это не то что неправильно, а как-то даже оскорбительно. Вот смотрите: в 2010 году, именно в Год учителя, не произведена индексация заработной платы учителям. А ведь по Трудовому кодексу это положено делать! То есть правительство нарушает Трудовой кодекс. Значит, такое требование вновь и вновь будет звучать со стороны профсоюзов.
Второе. 7 октября — это Всемирный день действий «За достойный труд!». Мы провели мониторинг социальной напряженности в педагогических коллективах края. Из 32 муниципальных образований в четырех педагоги готовы объединяться и в переговорном режиме заявлять о своих проблемах. А в трех муниципалитетах настаивают на коллективных протестных действиях. Стоит задуматься! Мы не оставляем идею о том, что и студенты наши должны получать достойную стипендию. И, конечно, будем вслух — громко и много — говорить о достойной зарплате работников дошкольного образования. Мы будем ставить вопрос и о проекте закона «Об образовании в РФ». Относительно оценки труда педагогов стране грозит очередной перекос: если у нас существует единое образовательное пространство, то должны быть едины и заработная плата, хотя бы базовая, социальные гарантии…
А вообще требования, которые заявят профсоюзы 7 октября, направлены, прежде всего, на то, чтобы с принятием новых законодательных актов положение педагога не ухудшалось. Ведь сегодня мы столкнулись с фактом, когда борьба за выживание образования переместилась в область законодательства. Совсем недавно, например, стало известно мнение главы Минобрнауки РФ Андрея Фурсенко, который считает, что число учителей в российских школах можно сократить на 200 тысяч. В Год учителя это звучит кощунственно! Такие же эмоции вызывают и нововведения, предлагаемые сегодня на государственном уровне...
Завершая «прямую линию», Лора Николаевна подчеркнула: миссия профсоюза неизменна – представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, социальных прав учащихся. Формы и методы работы сегодня применяются с учетом социально-партнерской идеологии. Именно за столом переговоров можно и нужно добиваться справедливости, как это было, к примеру, с выплатой вознаграждения классным руководителям. Проф-союзы работают конструктивно и мирно с представителями законодательной и исполнительной власти, партий и институтов гражданского общества, но оставляют за собой право, при необходимости, на более решительные действия. Ведь профсоюз компетентно и грамотно отстаивает перед властью и законодателем интересы человека — другими словами, дает оценку возможных рисков любого ново-введения с точки зрения социальных последствий.
- Я убеждена, - сказала Лора Манаева, - что профсоюзное движение в исторической перспективе непобедимо. Это важное достижение цивилизации, механизм создания баланса интересов в обществе. Профсоюз учит стандарту поведения свободного гражданина. Что хорошо для профсоюзов – хорошо для страны.
Фото Александра Плотникова